Родительская компетентность определяется как система знаний, умений, навыков и установок, которые обеспечивают родителю эффективное взаимодействие с ребёнком.
Какими же компетенциями нужно овладеть замещающему родителю, принимающему ребёнка из интернатного учреждения?
Сайт «Усыновление в России» Министерства образования и науки РФ предлагает список компетенция патронатного (профессионального) воспитателя.
Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать.
Для практического использования в работе служб по устройству детей в семью выделяют пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций).
Мы же хотим поделиться опытом зарубежных коллег.
В США распространена «Программа групповых занятий по подготовке и отбору патронатных и приемных семей» (MAPP), разработанная Линдой Бейлес и Хетер Л. Крэйг-Олдсен, Институт детского благосостояния (Child Welfare Institute, USA), в которой выделяются
12 навыков, необходимых для успешного усыновления и патронатного воспитания:
Знать свою собственную семью
Оценивать сильные и слабые стороны, как свои собственные, так и вашей семьи в целом. Укреплять сильные и преодолевать слабые стороны.
Эффективно общаться
Использовать и развивать навыки общения, требующиеся для патронатного воспитания или усыновления.
Знать детей
Определять сильные и слабые стороны детей и подростков, которые подвергались насилию, грубому обращению, не получали достаточно внимания, были брошены.
Укреплять сильные стороны, преодолевать слабые стороны
Укреплять сильные стороны, преодолевать слабые стороны детей и подростков, помещенных в вашу семью.
Работать в духе партнерства
Развивать партнерские отношения с детьми и подростками, их кровными семьями, персоналом агентства и соседями для развития и осуществления планов по поддержанию постоянства среды.
Разбираться в проблемах потерь и привязанностей
Помогать детям и подросткам развивать навыки, необходимые для того, чтобы справляться с проблемами потерь и привязанностей.
Справляться с настроением
Помогать детям и подросткам управлять своим настроением.
Создавать связи
Помогать детям и подросткам поддерживать и развивать отношения, которые помогут сохранять связь с их прошлым.
Восстанавливать чувство собственного достоинства
Помогать детям и подросткам в создании положительного образа самого себя, позитивной самоидентификации в семейном, культурном и расовом контексте.
Гарантировать здоровье и безопасность
Обеспечивать здоровую и безопасную среду проживания детям и подросткам и беречь их от возможного вреда.
Оценивать влияние
Оценивать то, каким образом усыновление и патронатное воспитание влияет на вашу семью.
Принимать взвешенное решение
Принимать взвешенное решение относительно усыновления или патронатного воспитания.
Британскими организациями — Агентствами по усыновлению и патронатному воспитанию (BAAF), а также организацией Фостерная Ассоциация (Fostering Network) приняты
Основы компетентности патронатного воспитателя:
Воспитание детей
- Способность обеспечить хороший уровень воспитания чужих детей, обеспечить здоровое эмоциональное, физическое и сексуальное развитие.
- Способность принимать ребенка таким, какой он есть.
- Способность заботиться о конкретном ребенке так, как это для него необходимо.
- Способность работать в контакте с кровной семьей ребенка и с другими важными для ребенка людьми.
- Способность устанавливать надлежащие границы и контролировать в их пределах поведение ребенка, не прибегая к физическим и другим недопустимым наказаниям.
- Знание нормального развития ребенка, умение общаться с ним в соответствии с его возрастом и развитием.
- Способность принимать подростка и помогать ему развиваться во взрослого человека.
Создание безопасного и заботливого окружения
- Способность обеспечить для воспитывающихся в доме детей защищенность от вреда и насилия.
- Способность помочь ребенку защитить себя от вреда и насилия, научить его обращаться за помощью, если его безопасности что-то угрожает.
- Способность признавать особую уязвимость детей-инвалидов к дискриминации и насилию.
Работа в команде
- Способность работать с другими специалистами и вносить свой вклад в работу организации, занимающейся помощью детям.
- Способность эффективно взаимодействовать.
- Способность сохранять конфиденциальность.
- Способность следовать принципам равенства, уважения к различиям между людьми.
Личностное развитие
- Способность воспитателя понимать важность того, как на него самого и на его семью повлиял личный опыт и как может сказаться на членах его семьи присутствие патронатного ребенка.
- Умение поддерживать связь с людьми и местными организациями.
- Умение пользоваться возможностями для совершенствования своих навыков.
- Способность поддерживать конструктивные взаимоотношения и эффективно функционировать в периоды стресса.