Компетенции замещающего родителя: зарубежный опыт

Родительская компетентность определяется как система знаний, умений, навыков и установок, которые обеспечивают родителю эффективное взаимодействие с ребёнком.

Какими же компетенциями нужно овладеть замещающему родителю, принимающему ребёнка из интернатного учреждения?

Сайт «Усыновление в России» Министерства образования и науки РФ предлагает список компетенция патронатного (профессионального) воспитателя.

Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать.

Для практического использования в работе служб по устройству детей в семью выделяют пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций).

Подробнее >>>

Мы же хотим поделиться опытом зарубежных коллег.

В США распространена «Программа групповых занятий по подготовке и отбору патронатных и приемных семей» (MAPP), разработанная Линдой Бейлес и Хетер Л. Крэйг-Олдсен, Институт детского благосостояния (Child Welfare Institute, USA), в которой выделяются

12 навыков, необходимых для успешного усыновления и патронатного воспитания:

Знать свою собственную семью

Оценивать сильные и слабые стороны, как свои собственные, так и вашей семьи в целом. Укреплять сильные и преодолевать слабые стороны.

Эффективно общаться

Использовать и развивать навыки общения, требующиеся для патронатного воспитания или усыновления.

Знать детей

Определять сильные и слабые стороны детей и подростков, которые подвергались насилию, грубому обращению, не получали достаточно внимания, были брошены.

Укреплять сильные стороны, преодолевать слабые стороны

Укреплять сильные стороны, преодолевать слабые стороны детей и подростков, помещенных в вашу семью.

Работать в духе партнерства

Развивать партнерские отношения с детьми и подростками, их кровными семьями, персоналом агентства и соседями для развития и осуществления планов по поддержанию постоянства среды.

Разбираться в проблемах потерь и привязанностей

Помогать детям и подросткам развивать навыки, необходимые для того, чтобы справляться с проблемами потерь и привязанностей.

Справляться с настроением

Помогать детям и подросткам управлять своим настроением.

Создавать связи

Помогать детям и подросткам поддерживать и развивать отношения, которые помогут сохранять связь с их прошлым.

Восстанавливать чувство собственного достоинства

Помогать детям и подросткам в создании положительного образа самого себя, позитивной самоидентификации в семейном, культурном и расовом контексте.

Гарантировать здоровье и безопасность

Обеспечивать здоровую и безопасную среду проживания детям и подросткам и беречь их от возможного вреда.

Оценивать влияние

Оценивать то, каким образом усыновление и патронатное воспитание влияет на вашу семью.

Принимать взвешенное решение

Принимать взвешенное решение относительно усыновления или патронатного воспитания.

Британскими организациями — Агентствами по усыновлению и патронатному воспитанию (BAAF), а также организацией Фостерная Ассоциация (Fostering Network) приняты

Основы компетентности патронатного воспитателя:

Воспитание детей

  • Способность обеспечить хороший уровень воспитания чужих детей, обеспечить здоровое эмоциональное, физическое и сексуальное развитие.
  • Способность принимать ребенка таким, какой он есть.
  • Способность заботиться о конкретном ребенке так, как это для него необходимо.
  • Способность работать в контакте с кровной семьей ребенка и с другими важными для ребенка людьми.
  • Способность устанавливать надлежащие границы и контролировать в их пределах поведение ребенка, не прибегая к физическим и другим недопустимым наказаниям.
  • Знание нормального развития ребенка, умение общаться с ним в соответствии с его возрастом и развитием.
  • Способность принимать подростка и помогать ему развиваться во взрослого человека.

Создание безопасного и заботливого окружения

  • Способность обеспечить для воспитывающихся в доме детей защищенность от вреда и насилия.
  • Способность помочь ребенку защитить себя от вреда и насилия, научить его обращаться за помощью, если его безопасности что-то угрожает.
  • Способность признавать особую уязвимость детей-инвалидов к дискриминации и насилию.

Работа в команде

  • Способность работать с другими специалистами и вносить свой вклад в работу организации, занимающейся помощью детям.
  • Способность эффективно взаимодействовать.
  • Способность сохранять конфиденциальность.
  • Способность следовать принципам равенства, уважения к различиям между людьми.

Личностное развитие

  • Способность воспитателя понимать важность того, как на него самого и на его семью повлиял личный опыт и как может сказаться на членах его семьи присутствие патронатного ребенка.
  • Умение поддерживать связь с людьми и местными организациями.
  • Умение пользоваться возможностями для совершенствования своих навыков.
  • Способность поддерживать конструктивные взаимоотношения и эффективно функционировать в периоды стресса.
Ещё по теме:
Top