Минобрнауки РФ объявило о разработке проекта нормативного акта, вводящего обязательное психологическое тестирование для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители. Контактное лицо разработчиков законопроекта Романова Ирина Игоревна (romanovaii@mon.gov.ru, Минобрнауки).
«До настоящего времени не обеспечено обязательное психологическое тестирование кандидатов в опекуны, попечители, усыновители, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В результате в ряде случаев опекунами и приемными родителями становятся лица, не способные осуществлять свои обязанности, а также лица, совершающие в отношении несовершеннолетних подопечных преступные деяния. Органами опеки и попечительства по инициативе опекунов (попечителей) отменяются решения о передаче ребенка в семью. При этом наибольшее количество возвратов детей-сирот осуществляется родственниками. Причиной чаще всего является нехватка воспитательных компетенций и родительских навыков, что зачастую ведет к появлению психологической несовместимости в семье и, как следствие возвращению ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время от граждан, изъявивших желание стать опекуном, не требуется представление документов, свидетельствующих о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, что привело к возникновению случаев проживания детей-сирот в недопустимых условиях.»
Институт семейных просветительских и правовых программ приглашает специалистов в сфере семейного устройства детей выразить своё мнение по поводу готовящегося законопроекта. Ряд ведущих специалистов уже подписал открытое письмо с возражениями против введения «обязательного психологического тестирования» кандидатов, желающих усыновить или принять ребёнка на воспитание в семью.
Уважаемые коллеги!
Министерство образования и науки Российской Федерации начало разработку проекта нормативного акта, вводящего обязательное психологическое тестирование для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Предлагаемые нововведения вызывают серьезную обеспокоенность у замещающих семей и экспертов, работающих в сфере семейного устройства детей.
Так, одной из проблем, предлагаемых к решению, является проблема возвратов детей из принимающих семей обратно в детские организации.
Решать эту проблему, судя по предлагаемому обоснованию готовящегося законопроекта, предлагается «психологическим тестированием» кандидатов в замещающие родители.
Однако, этот метод решения действительно серьезной и актуальной проблемы возвратов детей из семей, не кажется нам адекватным решением данной проблемы.
1. Нет достаточных исследований проблемы и предлагаемых инструментов решения.
На сегодня проблема возвратов детей из замещающих семей не проанализирована в достаточной мере для того, чтобы считать, что проведение психологического тестирования кандидатов в замещающие родители является решением, способным существенно повлиять на снижение возвратов приемных детей из семей.
2. Тесты не могут служить основанием для отказа от принятия ребенка в семью.
Результаты какого-либо психологического обследования могли бы, при соответствующей интерпретации, помочь потенциальным замещающим родителям принять взвешенное решение, а также с меньшей болезненностью пройти период адаптации ребёнка в семье. В законопроекте же идёт речь о «психологическом тестировании» как инструменте отбора потенциальных замещающих родителей, то есть его результаты будут служить основанием для отказа кандидатам в передаче детей в семью.
3. Кроме того, возникает вопрос: как оспорить результат тестирования, послуживший основанием к отказу? Как можно оспорить результаты тестов? Кто может разрешать споры, возникающие в поле их интерпретаций?
4. Реализация такого решения на уровне страны потребует ресурсов и кадров, которые на сегодня невозможно обеспечить.
Для того, чтобы избежать при этом неверных интерпретаций, субъективизма, быть уверенным, что психологическое тестирование и правда может выявить потенциальных принимающих родителей, которые могут быть опасны для будущих приемных детей необходимо иметь серьезные, лонгитюдные, доказательные исследования о валидности подобного тестирования для оценки потенциала приемной семьи в принятии ребенка. Кроме того, необходимо иметь серьезные, прошедшие всю ту же проверку — методики тестирования. А главное — требуется привлечение психологов-клинических диагностов, количество которых даже в Москве явно недостаточно для проведения обследования всех кандидатов в замещающие родители. Ряд методик для психологического тестирования требует наличия специальных лицензий, и число их обладателей невелико.
5. Нормативное установление единого для всей страны психологического тестирования, само по себе, в силу региональных особенностей нашего многонационального государства, невозможно. Любое взаимодействие с психологом в решающей мере зависит от языка, на котором происходит общение. И тест, подготовленный на русском языке будет иначе «работать» с гражданами, для которых русский язык родным не является.
Законодателем последовательно принимаются нормы, расширяющие возможности для усыновления и приёма детей в семьи в случаях, когда имеются региональные особенности проживания (например, предусмотрена передача детей даже в семьи, проживающие во временных строениях, ведущие кочевой образ жизни). В рассматриваемом законопроекте предлагается создать, возможно, непреодолимые препоны для семей, продолжающих жить традиционным укладом, либо не в совершенстве владеющих русским языком.
Таким образом, сама идея законопроекта в лучшем случае будет вынуждать исполнителей заниматься профанацией при его реализации, в худшем – установит новые необоснованные барьеры для семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Все указанные обстоятельства не позволяют принять предусматриваемое законопроектом «психологическое тестирование» как адекватное решение проблемы возвратов детей из всех форм семейного устройства.
Мы полагаем, что необходимо начать серьезное экспертное обсуждению реальных возможных мер по снижению числа возвратов детей из замещающих семей, исключив введение «психологического тестирования» в качестве решения.
Письмо подписали:
- Елена Леонидовна Альшанская, член Общественной палаты, президент Благотворительного фонда «Отказники в помощь детям-сиротам»
- Антон Алексеевич Жаров, адвокат, научный директор Института семейных просветительских и правовых программ (Москва)
- Алексей Геннадьевич Рудов, руководитель экспертного отдела Института семейных просветительских и правовых программ (Москва)
- Светлана Валерьевна Качмар, ведущий психолог Института семейных просветительских и правовых программ (Москва)
- Людмила Владимировна Петрановская, руководитель образовательных программ, соучредитель Института развития семейного устройства (Москва)
- Дина Исааковна Магнат, руководитель Школы приёмных родителей Института развития семейного устройства (Москва)
- Евгения Александровна Соловьева, президент НГОО «День аиста», тренер Школы приемных родителей (Новосибирск)
- Ольга Васильевна Будаева, юрист Благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» (Москва)
- Ольга Александровна Пчельникова, врач-психотерапевт, Межрегиональный центр практической психологии и экспертизы «Развитие» (Ижевск)
- Елена Александровна Цеплик, соучредитель и руководитель БФ «Найди семью» (Москва)
- Светлана Янышевна Жильцова, психолог с многолетним опытом работы в сфере семейного устройства детей (Ижевск)
- Варвара Михайловна Михина, тренер и ведущая ресурсных групп ШПР Института развития семейного устройства, приёмная мама (Москва)
- Ирина Ивановна Кожухарова, приёмная мама с 1989 года, создатель одного из первых ДДСТ в Советском союзе, тренер ШПР (Республика Крым)
- Анна Георгиевна Швейник, тренер и ведущая ресурсных групп ШПР Института развития семейного устройства, приёмная мама (Москва)
- Анна Сергеевна Эренбург, ШПР Института развития семейного устройства, многодетная и приёмная мама (Москва)
- Елена Владимировна Красная, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования РГПУ им.А.И.Герцена, приёмная мама (Санкт-Петербург)
- Вера Сергеевна Селивановская, соучредитель и вице-президент БФ «Найди семью» (Москва)
- Юлия Ильгизовна Аюпова, руководитель НКО «Ассоциация замещающих семей Свердловской области», директор Центра поддержки приемных семей БФ «Найди семью» в Екатеринбурге (Екатеринбург)
- Татьяна Сергеевна Безбородова, председатель Правления НРОО «Детский проект», директор Центра поддержки приемных семей БФ «Найди семью» в Нижнем Новгороде (Нижний Новгород)
- Наталья Львовна Хейфец, психолог НКО Ассоциация замещающих семей Свердловской области и Центра поддержки приемных семей БФ «Найди семью» в Екатеринбурге (Екатеринбург)
- Наталья Александровна Карагодина, адвокат, волонтёр, специалист по семейному устройству (Москва)
- Ирина Михайловна Копейкина, тренер ШПР Института развития семейного устройства, приёмная мама (Москва)
- Ольга Игоревна Старичкова, кандидат психологических наук, специалист по семейному устройству, ведущая ШПР (Москва)
- Юлия Игоревна Григорян, педагог-психолог, ведущая Школы Приемных Родителей, Одинцовский отдел сопровождения замещающих семей (Московская область)
- Людмила Владимировна Золотарева, председатель РОО «Ассоциация приёмных семей «МариЯ» Республики Марий Эл, приёмная мама (Йошкар-Ола)
- Тахир Мирпазылович Мирджапаров, председатель ассоциации замещающих семей Чувашии, учредитель Благотворительного фонда поддержки детей-сирот «Надежда» (Чебоксары)
- Анастасия Евгеньевна Гуляихина, юрист, руководитель Новосибирской областной общественной организации приемных, опекунских и многодетных семей «Семья», приёмная мама (Новосибирск)
- Анна Корзун, психолог, координатор проекта «Близкие люди» БФ «Отказники в помощь детям-сиротам» (Москва)
Настоящее письмо открыто для подписания всем специалистам в сфере семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (обратитесь, пожалуйста, к Светлане Валерьевне Качмар: kachmar@isppp.site, 8 (495) 648-31-21).