Первые дни ребёнка дома. Памятка начинающим родителям

Авторы: Г.С. Красницкая, А.Г. Рудов, С.В. Качмар

Когда вы берёте ребёнка из интернатного учреждения, то в первые дни и недели его пребывания в семье могут возникнуть кажущиеся странными особенности поведения. В этой памятке мы постараемся объяснить их причины и дать некоторые рекомендации, как сгладить возможные проблемы и упростить ребёнку привыкание к семье и её укладу.

Дело в том, что почти во всех сиротских учреждениях, в связи с особенностями их организации, к детям применяется поточный метод воспитания, подавляющий индивидуальность ребёнка и вырабатывающий привычку к жёстким нормам и правилам. Также важным фактором становится практически полное отсутствие в таких учреждениях мужчин и, соответственно, у детей мало опыта общения с ними. Резкое изменение распорядка, расширение круга контактов, отрыв от привычной обстановки могут спровоцировать беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление моторных расстройств и неадекватные реакции на слова и действия замещающего родителя.

  • У ребёнка был жёсткий режим, старайтесь не менять его сильно и сразу. Узнайте, какой был режим для ЭТОГО ребёнка в ЭТОМ учреждении. Какие реакции он проявлял при изменении режима, были ли замечены в поведении ребёнка тенденции к нарушению режима. Возможно, ребёнку нравилось засыпать позже остальных, тогда дома можно будет немного сдвинуть время укладывания. Возможно, ребёнок отдавал явное предпочтение мытью под душем и избегал погружения в ванну, тогда дома не стоит сразу устраивать «заплыв в большой воде».

  • Выясните предпочтения ребёнка в еде, чем он на самом деле питался, получал ли дополнительное питание. Не настаивайте, если ребёнок дома будет отказываться от каких-то ценных на ваш взгляд продуктов: рыбы, фруктов, зелени. Избирательное пищевое поведение характерно практически для всех детей, это нормально. Со временем вы будете постепенно вводить в рацион ребёнка новые продукты и, возможно, он полюбит новую еду. Беспокоиться стоит только в том случае, если в течение длительного времени ребёнок вообще не ест и не пьёт, не проявляет интереса к еде, вызывает у себя рвоту при виде пищевых продуктов.

  • Не стоит вываливать на ребёнка тонны игрушек, не факт, что они вызовут у него бурю восторга. Непривычные игрушки могут напугать, а сложные, «умные» игрушки – вызвать ступор. Если возможно, попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык, либо приносите на встречи в детское учреждение какую-то свои игрушку, вместе с которой потом будете забирать ребёнка домой. Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы, знакомые ребёнку по учреждению, и создающие у него ощущение знакомого и приятного. Во время посещения детского учреждения можно переодевать ребёнка в домашнюю одежду, которую вы потом возьмёте домой.

  • Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать несколько недель, пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее. Также не стоит посещать людные места, магазины, планировать долгие поездки в транспорте.

  • Устраните новые и слишком резкие для ребёнка стимулы: резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите из его комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства, предупреждайте о бытовых звуках вроде звонка будильника или пиликанья микроволновки.

  • Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.

  • Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или развлечениях, не пытайтесь выдать это в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к аллергическим реакциям и серьёзным расстройствам здоровья. Умеренность и постепенность, особенно в первое время, для ребёнка гораздо важнее гиперкомпенсации обделённости его в прошлом.

  • Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать ребёнка на первом этапе. Необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, её и так будет предостаточно. Даже более старших детей, как бы вам не хотелось скорее подтянуть пробелы в их знания, не стоит перегружать новыми впечатлениями. Систематические занятия, «развивашки», уроки с репетиторами могут подождать. Не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Достаточно гулять вместе с ребёнком, отвечать на его вопросы. Ребёнку необходимо привыкнуть к вам и к новой обстановке, перестать тревожиться. На «интеллектуальные» занятия в первые дни пребывания дома у него попросту не остаётся сил.

  • Не надейтесь, что ребёнок сразу выкажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он будет ярче проявлять беспокойство при вашем отсутствии. Также стоит помнить, что дети в учреждении привыкли к большому количеству взрослых вокруг, поэтому легко могут уйти с посторонними людьми на улице или забыть, что пришли в магазин именно с вами.

  • Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте всё, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте ребёнка, если он рассказывает ужасы из своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Время, внимание и любовь помогают преодолеть большинство трудностей.

Чтобы было проще представить, что происходит с ребёнком во время первых дней освоения нового дома, попробуйте вообразить себе, что вы неожиданно оказались на чужой планете, где море новых непонятных ощущений, а каждый незнакомый шорох содержит угрозу, и единственный, кто может помочь ему почувствовать себя в безопасности, это вы.

Итого, ребёнку в первые дни необходимы:

  • стабильность отношений и режима,
  • постоянное внимание родителя и удовлетворение потребностей в общении,
  • минимум психологической и учебной нагрузки,
  • максимальное исключение контактов с другими людьми и социумом как минимум на период до начала второй стадии адаптации — 3-9 месяцев в зависимости от возраста ребенка с момента принятия.

Ещё по теме:
— Видео психолога Светланы Качмар «Первые дни ребёнка дома»

Top