Компетенции приёмного родителя

Компетенции приёмного родителя расширяются с течением жизни и совершенствуются в процессе воспитания детей. Однако, перед чиновниками, осуществляющими отбор кандидатов в опекуны и приёмные родители, всегда стоит вопрос: по каким критериям оценивать кандидатов и уже состоявшихся замещающих родителей?

Минобрнауки РФ уже давно предложило список компетенций для патронатных родителей. Позже этот список лёг в основу оценки будущих усыновителей и опекунов, проходящих обучение в Школах приёмных родителей.

Для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.

1. РЕБЁНОК: понимание ребёнка и способность обеспечить его потребности, способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания

— Понимание возрастных особенностей ребёнка, распознавание его потребностей

— Умение понимать чувства ребёнка и оказывать ему эмоциональную поддержку

— Реалистичные представления о ребёнке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребёнка и его самого таким, какой он есть

— Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребёнка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями

— Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребёнку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения

— Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребёнка

— Понимание причин трудного поведения ребёнка

— Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребёнка

— Понимание особенностей сексуального развития ребёнка, умение разговаривать на интимные темы откровенно

2. СЕМЬЯ: понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребёнка

— Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребёнка, способность к этим изменениям

— Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить

— Умение справляться с кризисами

— Понимание того, ребёнка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять

— Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребёнка того или иного возраста

— Способность обеспечить безопасность ребёнка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребёнка вести себя в ситуациях несущих риск

— Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребёнка

3. ВОСПИТАТЕЛЬ: понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя; обеспечение заботы, контроля и требований; способность к профессиональному росту

— Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать

— Умение отказаться от стереотипов

— Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям

— Предпочтительные методы и приемы воспитания, отношение к физическим наказаниям: умение поощрять;  умение наказывать; ненасильственное воспитание

— Умение справляться со своими чувствами; умение контролировать эмоции (импульсивность); умение справляться с тяжелыми переживаниями

— Умение соблюдать конфиденциальность

— Способность к обучению, саморазвитию

— Умение обращаться к собственному детскому опыту

4. ДРУГИЕ ЛЮДИ: умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребёнка и помогать ребёнку в налаживании социальных связей

— Умение говорить о ребёнке с окружающими

— Умение отстаивать интересы ребёнка и защищать его

— Умение налаживать социальные связи и учить этому ребёнка; наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребёнка

5. ПАРТНЕРСТВО: понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения

— Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания

— Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми

— Готовность при необходимости просить и принимать помощь

— Понимание роли кровных родителей в жизни ребёнка и готовность содействовать поддержанию отношений ребёнка с кровной семьёй

— Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать

Компетенции приемного родителя

Top