Материал Института привязанности и развития ребенка
(Institute For Attachment and Child Development)
Многие из нас идеализируют основные события и торжества в своей жизни. Мы часто «витаем в облаках» по поводу важных событий своей жизни — браков, родов и праздничных дней. Но часто упускаем из виду возможные трудности, разочарования и расстройства. Принятие ребенка в семью является таким же важным событием. В то время как одни усыновления идут ровно и хорошо, другие – намного сложнее.
Мы можем рассматривать вопрос о принятии ребенка в семью по многим причинам. Надеюсь, мы найдем рациональный баланс между помощью обездоленному ребенку в условиях семьи и нашей потребностью в воспитании ребенка. Тем не менее, по ту сторону от желания дать ребенку заботливую семью есть много вопросов. Может быть, первый вопрос, который приходит в связи с этим на ум: «Почему одного желания недостаточно?».
Довольно часто приемные родители не знают о существующих или потенциальных проблемах, которые усыновленный ребенок приносит в их дом. Поскольку усыновители не задают вопросы, а работники органов опеки часто не владеют такой информацией, многие приемные родители оказываются в трагических ситуациях, с которыми они не в состоянии справиться. Родители могут быть неподготовленными к тому, чтобы растить ребенка с особыми потребностями или ребенка из категории риска, это истощает ресурсы приемных родителей и создает большое напряжение в семье. В то время как большинство усыновлений идет хорошо, недостаток информации и подготовки являются одними из главных причин, почему иногда принятие ребёнка в семью терпит неудачу.
Многие дети до принятия в семью были душевно травмированы их кровной семьёй при (иногда уже до рождения), пережили физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, были возвращены предыдущими приемными родителями или опекунами обратно в детский дом. Слишком часто приемные родители говорят: «Все, что нужно ребенку — это любовь, и всё будет в порядке.» Это неверно. Приемные родители должны быть осторожны и иметь реалистичные ожидания, а также быть готовыми к тому, что из этого конкретного ребенка может не получиться «ребенка вашей мечты».
Интернет, телевизионные шоу, газеты и информационные бюллетени содействуют принятию детей в семью. И на первый план обычно выдвигаются подобные характеристики детей: «Ему всего 5 лет, но он уже знает, чего хочет», «Он любит баскетбол и любит играть с машинками и грузовыми автомобилями», «Ее учителя говорят, что она яркая и хорошо себя ведет», «Она любит петь и танцевать».
Однако, нужно обратить своё внимание на следующие комментарии: «Он попал в Дом ребенка в возрасте 5 месяцев после того, как он и трое его братьев и сестер были оставлены их кровной матерью. Он был в пяти детских домах, хотя его братья и сестры вернулись домой, он остался в детском доме, потому что его кровная мать не захотела его забирать из-за отсутствия привязанности к ней». Кроме того, «Его семья должна быть готова работать с его синдромом гиперактивности и с проблемами привязанности». Другой пример: «Она требует много внимания и должна быть под контролем взрослых большую часть времени. Ее терапевт помогает ей справиться с последствиями насилия, которое она пережила, и она учится принимать наставление и воспитание от взрослых. Она по-прежнему ведет себя как жертва и обвиняет других в том, что сделала сама».
Каждый родитель, кровный или приемный, должен знать как можно больше о процессе формирования привязанности. Удивительно, как это может показаться, немногие родители понимают важность и пожизненное влияние процесса формирования привязанности на детей. Отличная книга для понимания концепции и важности привязанности: «Джон Боулби и теория привязанности» Джереми Холмс (1993).
Привязанность является одним из фундаментальных биологических процессов, необходимых для большинства животных для выживания их вида, такой же, как воспроизведение, питание или создание безопасной окружающей среды Было описано, что привязанность работает так же незаметно, как незаметно происходит работа психологических регуляторов, управляющих нашим кровяным давление и температурой тела. Процесс привязанности начинает развиваться в первые несколько месяцев жизни ребенка. В развитии связи «родитель-ребенок», процесс привязанности для младенца является взаимным процессом со значимым (заботящимся) взрослым (в первую очередь, но не всегда, это — фигура матери). Проще говоря, это процесс, который формирует чувство безопасности у ребенка и помогает младенцу в удовлетворении его базовых потребностей.
В настоящее время многие люди до сих пор считают, что младенцы и дети могут восстановиться от чего угодно, и что воздействия в раннем возрасте не так уж сильно влияют на них. Это заблуждение помогло создать много вредных убеждений относительно поведения младенцев и детей. То, насколько хорошо удовлетворены основные потребности у ребенка в первый год жизни, влияет на его дальнейшее развитие — не только физическое, но и психическое. Процесс удовлетворения потребностей влияет на ребенка так: развиваясь, чувствуя себя несчастным или счастливым; безнадежным, беспомощным или наоборот; будучи недовольным или довольным, доверяя или не доверяя своим воспитателям, ребенок начинает понимать, является ли его мир безопасным местом или нет. Было подсчитано, что к концу первого года жизни ребенок научается 50%, а к концу второго года — 75% всего, чему он будет научен в жизни. Среди этих вещей, например, представления о том, как строятся взаимоотношения с людьми, как сам ребенок вписывается в общую картину мира, а также основные внутренние и внешние способы влияния на свою жизнь.
Дети начинают проявлять поведение привязанности, которое описывается либо как опасное, либо как безопасное. Небезопасное поведение привязанности дополнительно описано как двойственное (амбивалентное), замкнутое или дезориентировано-дезорганизованное, в зависимости от модели поведения. То, что происходит в окружающей среде ребенка, может сильно влиять на его модель поведения привязанности.
Проблема, которая не является очевидной, например, называется «выдуманное обязательство». Это может произойти, когда дети, которые не помнят своих биологических родителей, по-прежнему хотят найти их с надеждой, мечтами, или фантазиями о том, что если бы их кровная мать или отец знали, где они живут, то они пришли бы к ним. Из-за этого чувства тоски, они развивают у себя убеждение, что они должны спасти свою любовь к их реальной матери, родившей их. Эта тенденция детей удерживать свою любовь от приемных родителей увеличивает шансы на возврат ребенка приемными родителями, а у ребенка вызывает чувство заброшенности и подтверждает веру в то, что только биологические родители могут любить его по-настоящему. Даже дети, которые пережили пренебрежение или насилие в своих кровных семьях, зачастую потом отрицают этот опыт и фантазируют ощущение тесной взаимосвязи с их биологическими родителями. Они глубоко усвоили свои переживания насилия, отсутствия заботы и отвержения как свою вину, потому что с ними было что-то не так. Они фантазируют, что, если бы они могли вернуться и действовать по-другому, кровные родители могли бы любить их.
Чтобы улучшить свои шансы на успешное принятие ребенка в семью, родители должны быть в полной мере информированы и подготовлены, насколько это только возможно. Не стоит думать, что сотрудники органов опеки и попечительства «должны знать, что они делают». Читайте все, что вы можете найти по этому вопросу, задавайте все вопросы, какие у вас есть, и используйте все ресурсы, доступные для Вас. Это важное решение не только для вас, но и для ребенка, которого вы собираетесь привести в свой дом.
Ниже предлагаются вопросы, которые будущему приёмному родителю нужно задать себе, а также некоторые другие ресурсы. Это не всё, но это — хороший старт.
Вопросы, которые родителям нужно задать себе до принятия ребёнка в семью:
- Полностью ли мы понимаем процесс формирования привязанности и последствия, которые возникают у детей с небезопасной или нарушенной привязанностью?
- Есть ли у нас необходимый родительский ресурс, который потребуется для воспитания ребенка?
- Знаем ли мы, какого типа ребенка мы планируем привести в наш дом?
- Есть ли у нас достаточно знаний, чтобы задавать правильные вопросы о ребенке специалистам в органах опеки и детском учреждении?
- Знаем ли мы, как укрепить свои ресурсы до принятия и, возможно, после принятия ребенка в семью?
- Достаточно ли у нас терпения, чтобы участвовать в консультировании до и после принятия ребенка в семью по проблемам, которые будут возникать?
- Есть ли у нас финансовые ресурсы, чтобы вырастить этого ребенка?
- Включает ли сопровождение приемной семьи психотерапию, если это будет необходимо?
Вопросы, которые необходимо задать работникам органов опеки и сиротских учреждений:
- Готовы ли органы опеки предоставить полную информацию о ребенке до принятия окончательного решения родителями?
- Каковы были обстоятельства, при которых ребенок был помещен в учреждение?
- Какова история этого ребенка?
- Какое насилие (физическое, эмоциональное, и / или сексуальное) этот ребенок пережил?
- Как долго этот ребенок был на попечении и на каком?
- Был ли ребенок возвращен другими приемными семьями?
- Каковы существующие или потенциальные проблемы этого ребенка?
- Какие ресурсы доступны в случае возникновения проблем после принятия ребенка в семью?