В школьных чатах уже появились сообщения о сборе конфет и «вещей в хорошем состоянии» для передачи их в детские дома. При этом опытные приёмные родители и психологи перед каждыми новогодними праздниками говорят: «Не дарите подарки детям из детских домов!». Почему?
Мы попросили наших приёмных мам и специалистов-психологов ответить на вопросы о подарках:
— Как вы относитесь к новогоднему сбору подарков для детей из детских домов?
— Как менялось ваше отношение со временем?
— Какие пожелания вы можете сформулировать для желающих «причинить добро»?
— Как в ваши подопечные, уже попавшие в семью, реагируют на подарки?
Наталья Крайнова, приёмная мама
До того, как мы решили стать усыновителями, я считала, что собирать подарки на Новый год в детские дома — это правильная и милая традиция. У меня на работе по инициативе хозяина собирали, я проникалась к хозяину уважением. После того, как я познакомилась с этой темой, я отношусь к подаркам в детские дома негативно. Подарки приёмным семьям — это неплохо, только если эти подарки распределяются родителями. Всё же это скорее поддержка взрослых, которые работают с серьёзными проблемами и тратят много ресурсов. Однажды мой коллега (программист) рассказал о случае из студенческой практики. Он был старостой курса, вуз был педагогический. Его обязали организовать новогодние концерты в подшефных детских домах силами группы. И он жёстко отказал. Сказал, что во-первых, это непедагогично, во-вторых, он не будет отвлекать свою группу от учебы ради этого. И да, этот факт для меня — убедительный тест на здравый смысл и адекватность. Работать с этим человеком оказалось очень приятно.
Светлана Качмар, приёмная мама, психолог Фонда ИСППП
Довелось мне как-то посетить «весёлый праздник Новый год» в нашем доме ребёнка. Сына мы к тому времени уже давно оттуда забрали, но вот решили заехать в гости к главврачу, показаться и похвалиться.
Так вот, праздник. Для мелких детей (3-4 года). Дед Мороз из добровольцев, спонсорские сладкие подарки. И ладно, что дети глухо не врубаются в предлагаемые конкурсы, боятся этого Деда Мороза и вообще печально «отбывают» программу… Но подарки! Вот настаёт время их раздачи. Дед Мороз выносит большой мешок, обшитый мишурой и блёстками, торжественно извлекает из него расписные коробки с конфетами и лично вручает каждому ребёнку. Дети на несколько секунд включаются, прижимают к груди коробочки, радуются. Детей, конечно, фотографируют на фоне ёлки. Подарки вручены, все счастливы, отчётные фотографии сделаны, дети выходят из зала.
А на выходе стоят воспитательницы и молча отбирают подарки обратно (и их можно понять — куда трёхлеткам килограмм конфет?). Обалдевшие дети бредут по коридору. Но им никто ничего даже не пытается объяснить.
Вы скажете «родители малышей тоже забирают подарки». Но есть нюанс: домашние дети и без конфет получают много тепла, заботы и принятия от взрослых. И те же конфеты получают в регулярном режиме, и конфеты эти в разы слаще, потому что получены из рук близких людей. А доме ребёнка или детском доме конфета — это суррогат внимания взрослого.
Тамара Жукова, приёмная мама, сотрудник БФ “Найди семью”
Вспомнилось, как в прошлом году заведующая детского дома настойчиво убеждала меня оставить детей в учреждении до Нового года.
— Ну как вы не понимаете?!? Спонсоры приедут, столько подарков будет! Мы ёлку нарядим! Вы же согласие подписали – всё, дети уже ваши, никто их не заберёт, пусть они спокойно праздники отгуляют
Это был конец октября.
Я тогда даже не злилась, всё больше молчала, понимая бесполезность разговоров и объяснений.
Юлия Рощина, приёмная мама
Дети дома 3,5 года. Скоро их четвертый новый год не в детдоме. До сих пор их триггерит атрибутика праздников, особенно новогодних. До сих пор под новый год старшая рвется обратно в детдом «ненадолго, просто погостить, там же спонсоры приедут».
Первый их новый год дома местная богатая компания решила пройтись по приёмным семьям. Тоже, если честно, ничего хорошего из этого не вышло. Подарки — это их, детей, боль. Для них это синоним «от нас откупаются».
Детям нужна семья. Не можете дать семью (помочь с её поиском, помочь в решении реальных проблем конкретных детей) — не надо к ним вообще лезть. Не надо. Подаркам будут рады там, где у людей есть понимание, что подарок — тёплый знак внимания. У детей в детдоме такого понимания нет, оно там перевернуто. Подарок — это что-то, чем от тебя отмахиваются и что у тебя отберут однокашники.
Екатерина Жуйкова, психолог
У детей с депривацией по некоторым клиническим данным наблюдается такая штука: попытка формирования привязанности не к людям, а к обстановке, к предметам и объектам, которые противопоставлены эмоциональному контакту со взрослым. Большое количество эмоционально приятных объектов, подарков «заслоняет» потребность в контакте с близким человеком, люди становятся менее привлекательны, чем предметы. А поскольку, естественно, бездушные объекты не могут формировать отношения, дети их быстро обесценивают. Проще говоря, большое количество впечатляющих подарков — работает непосредственно на искажение развития, поддержание проблем детей с нарушениями привязанности. Это как давать лекарство человеку, у которого жёсткие противопоказания к нему.
Нужно добавить, что это происходит потому, что в ситуации сенсорной депривации, дети нередко окружены одними и теми же вещами или предметами. Есть классическое описание младенца, который видит только потолок, и он стабильнее, чем сменяющиеся лица взрослых, безопаснее, чем фигуры, которые фрустрируют, не откликаются на потребности или делают больно. Привязанность к неодушевленным предметам спасает, но консервирует развитие. Дети в доме ребёнка могут демонстрировать почти психотическую симптоматику в незнакомой обстановке. Подарки, еда, всё, что вызывает эмоции — на вершине пирамиды, так как это не люди, с которыми дети часто не умеют устанавливать связь, и они доставляют удовольствие. Чем больше этого, тем меньше шансов у человеческого контакта заинтересовать ребёнка.