Одним из залогов хорошего функционирования семьи является понимание в паре. Также это задача, решение которой предшествует появлению ребенка. Попробуйте поразвивать навыки внимательного слушания, уважения к позиции партнера и осознанного понимания и в вашей семье.
Упражнение «Коммуникации в паре»
Сядьте напротив друг друга. По очереди говорите важные для вас фразы, идеи партнеру (3-4 предложения). Сначала один высказывается. Второй внимательно слушает, затем говорит: «Правильно ли я тебя понял, что…» И повторяет только что сказанное, максимально близко к тексту. Первый проверяет, правильно или нет. Если да, говорит: «Да, ты меня правильно понял, именно это я и хотел сказать». Если нет: «Нет, ты меня понял неправильно/не совсем правильно, я хотел сказать…». Второй пытается опять повторить максимально близко к тексту, пока не передаст смысл сказанного максимально точно. Затем партнеры меняются ролями.
Возможные темы для упражнения: выбор ребенка, подготовка родственников, бюджет семьи, супружеские отношения.
Вопросы для обсуждения после упражнения:
- Как мне было слышать, что сказанное мной понято верно?
- Какие чувства я испытывал, когда партнер не мог повторить услышанное?
- Когда еще, в каких других отношениях меня понимали особенно плохо? Особенно хорошо?
Упражнение «Семейная система и ребенок»
Каждый член семьи (родители, дети, бабушки-дедушки) берут лист бумаги и карандаши. Один член семьи — ведущий — последовательно дает инструкции, остальные им следуют (ведущий тоже участвует).
- Нарисуйте дом, любое здание, в котором каждая его часть будет символизировать члена семьи, его роль, функцию.
- Обратите внимание, с кого, и с какой части вы начинаете рисунок.
- Нарисуйте или обдумайте, какие связи между частями дом/членами семьи существуют, как каждый влияет на жизнь дома, в чем его значимость.
- Представьте, что в семье появился приемный ребенок, какой новой частью он мог бы стать. Нарисуйте его/часть дома, которая будет его символизировать.
- Подумайте, как это повлияло на весь дом, его элементы? С кем у нового члена семьи больше контакта?
- Какую роль и функцию он выполняет в доме?
- Сядьте ближе к другу, положите все рисунки вместе и молча порассматривайте их. Что вас привлекло, что удивило?
- Пусть теперь каждый расскажет про свой дом.
- Обсудите: что интересного было в упражнение? Какие параллели вы видите между рисунками и реальной жизнью вашей семьи?
Упражнение «Правила семьи»
Составьте список правил, которые есть в Вашей семье (не менее 20 пунктов). Обратите внимание на возможные группы правил: быт в доме, общение внутри семьи, общение не с членами семьи, формы проявления чувств (как позитивных, так и негативных), телесные контакты, личные границы. Устно обсудите, как каждое правило было сформировано (из какой из родительских семей пришло, с каким опытом связано). Подумайте, какие из этих правил с трудом могут быть приняты ребенком, имеющим опыт травмы и депривации, какие – легче. Выделите в списке их разными цветами.
Отчет об упражнении: Опишите на ваш выбор 3 правила, которые приёмному ребенку может быть нелегко принять, 3 – которые легче.