Сто лет государственным органам защиты материнства и детства

31 мая 1913 года (13 июня по новому стилю) Именным Указом Николая II учреждено Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества в качестве центрального органа государственного призрения.

С отменой крепостного права и началом бурной индустриализации России в города потянулись потоки вольных крестьян. Незнакомый социальный уклад жизни, невозможность нарождающегося пролетариата противостоять вольностям городской жизни породил новую и доселе невиданную волну сиротства. И это была первая и гораздо более серьезная волна социального сиротства, чем известная нам на рубеже 20-21 века! Дети, прибывшие в город с родителями, вскорости оставались без надзора, занимались попрошайничеством, мелким воровством, проституцией, поступали в подручные к ворам-домушникам. Хитровские ночлежки, Хитровский и Сухарев рынки буквально кишели беспризорными и безнадзорными детьми.

В связи с этим стала меняется работа государственных учреждений по призрению детей в стенах учреждений. В 1888 году были изданы новые Правила приема, возврата и передачи на усыновление и в питомцы. Как временные Правила они были введены в действие с 1-го июля 1891 года в связи с принятием первого специального закона «Об узаконении и усыновлении детей», а в 1894 году с несущественными изменениями – уже как постоянные. Все усыновления обязательно должны публиковаться в «Московских ведомостях».

Эти новые правила изменили в корне многолетнюю функцию Воспитательных домов — тайный прием детей сменился на явный, а содержание детей переориентировалось на отдачу в семьи. Воспитательные дома превратились в службы устройства детей в семьи на усыновление и передачу в питомцы, преимущественно в крестьянские семьи. В Воспитательных домах учили нянь, медсестер, воспитателей, гувернеров, делали прививки от оспы, проводили совещания, вели исследовательские работы. Даже первый общественный банк, в настоящее время Сбербанк России, зародился именно в стенах Воспитательного дома как общественная ссудная касса.

Обществу и горожанам так же было невозможно безучастно наблюдать столько детского горя. В 1886 г. в Москве собирается первый Съезд представителей благотворительных частных и государственных учреждений, призревающих детей, который разрабатывает схему мероприятий помощи детям: создание особых органов общественного призрения на местах (попечительства), помещение детей под опеку, предоставление благотворительным обществам прав юридической защиты малолетних и т. д.

Стремительно нарождаются общественные организации, ведущие борьбу с детскими болезнями, смертностью и сиротством. Многие из них весьма крупные и активные, например: «Общество борьбы с детской смертностью», «Российское общество красного креста», «Общество попечения о бесприютных детях», «Общественное попечительство о бедных и больных детях», «Капля молока», а также сотни других более мелких организаций открывают собственные пункты помощи матерям и детям, организуют приюты, детские сады, ясли, помощь на дому, объединяют стони и тысячи жертвователей и добровольных помощников.

Не отстают от них и частные благотворители. Особо отличились промышленники Морозовы, братья Боевы, Николай и Константин Руковишниковы. А братья Бахрушины, которых мы знаем как театральных меценатов, в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков внесли в дело защиты обездоленных и сирот на порядок больше, чем в театральную деятельность. Их радением и за их счет был построен целый комплекс богаделен, больниц, приютов и училищ для сирот (например, ныне действуюзая больница в Сокольниках).

Для оказания систематической помощи нуждающимся по инициативе частных благотворителей Московским городским обществом управления в декабре 1894 созданы Городские участковые попечительства о бедных. Наибольшее влияние на создание попечительств оказали гласные Городского общества профессора Московского университета Владимир Иванович Герье, Михаил Васильевич Духовской, Сергей Андреевич Муромцев, бывший городской голова князь Александр Алексеевич Щербатов. К 1909 году в Москве действовали 28 Городских участковых попечительств, охватывавшие от одной до двух полицейских частей (участков).

Особую активность в деле призрения сирот проявляли Василий Алексеевич и Сергей Николаевич Бахрушины. Сергей Николаевич позже вошел в Московское городское управление и в начале 20 века возглавил борьбу с беспризорностью в Москве. Его стараниями в 1909 году Городская Дума поручила Городской Управе разработать вопрос об организации дела призрения беспризорных детей силами городских попечительств и общественных организаций.

Сергей Владимирович Бахрушин

Однако только к 1913 году общественные пожелания к власти вылились в категорическое требование, чтобы призрение беспризорных стало для государства обязательными.

Ряд петроградских деятелей суда для малолетних выступили с проектом закона о беспризорных детях. Последовало обращение к Императору Николаю II о создании специальных попечительств, заботящихся о детях, и 31 мая 1913 года Именным Высочайшим Указом учреждается Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества в качестве центрального органа государственного призрения с соответствующим подчинением и институтами.

В 1916 году на совещании, созванном Земским и Городским Союзами, было единогласно принято, что «все вообще безпризорныя дети подлежатъ обязательному попеченiю со стороны государства». Уточняется, что «обязательное призренiе оказывается: детямъ нетрудоспособныхъ родителей, ненормальнымъ, — порочныхъ родителей, нищенствующимъ, безпризорнымъ и страдающимъ отъ жестокаго обращенiя».

На Всероссийском совещании городов по вопросам призрения детей в связи с войной в 1916 году были приняты фундаментальные решения по организации помощи сиротам, все они актуальны и поныне. Вот некоторые из них:

  1. «Руководящим принципом призрения является умственное, нравственное и физическое развитие ребенка, обеспечение ему надлежащей материальной обстановки и устройство его по окончании призрения.
  2. Для призрения детей нельзя остановиться на какой ни будь одной форме, необходимо воспользоваться формой как открытого, так и закрытого призрения. При наличности благоприятных условий системе открытого (семейного) призрения должно быть отдано предпочтение.
  3. При устройстве приютов следует воздержаться от устройства казарменных приютов. Существующие приюты казарменного типа желательно преобразовать. Это не распространяется на сборные пункты и распределители.
  4. Предпочтительным типом приютов следует признать малые приюты с приближением к семейному режиму и с условием посещения детьми общих школ общеобразовательных и профессиональных, а также детских садов и очагов.
  5. Желательно сделать опыт устройства призрения детей в искусственных семьях из небольшого количества детей с приемными матерями.
  6. В качестве одной из возможных форм призрения детей следует признать помещение детей в искусственные (приемные) семьи. При помещении ребенка в семью должны быть принимаемы во внимание национальные особенности, религия и социальное положение ребенка».

Многие из этих положений уже вошли в закон и практику. Например:

  • приоритет семейного устройства,
  • создание профессиональных семей,
  • учет потребностей при устройстве.

Однако сиротские учреждения до сих пор являются бастионами призрения. Они активнее всего сопротивляются реформированию и готовы изображать любую деятельность, в том числе принимая на себя функции по временному содержанию детей, помещенных «по заявлению», устройству в семью, и сопровождению принимающих семей. На деле осуществлять функции содержания и устройства невозможно, они прямо противоречат друг другу. Это проверено многократно.

Top