Родителю ребёнка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ)

Что такое СДВГ? 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ (англ. attention deficit hyperactivity disorder, ADHD) – неврологически-поведенческое расстройство, главными проявлениями которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать своё поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, трудности концентрации внимания и импульсивность.

Дети с СДВГ

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5:

Невнимательность

  • Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности (например, пропускает детали, выполняет работу неточно).
  • Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, с трудом остаётся сосредоточенным во время лекций, разговоров или длительного чтения).
  • Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь (например, кажется, что умственно он в другом месте, даже в отсутствие какого-либо очевидного отвлечения).
  • Часто не следует инструкциям и не завершает школьные задания, обязанности или рутинные операции на рабочем месте (например, начинает задания, но быстро теряет фокус и легко отвлекается).
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения задач и других видов деятельности (например, затруднение в управлении последовательными задачами, затруднение хранения материалов и вещей в порядке; беспорядочная, неорганизованная работа, плохое управление временем, неисполнение сроков).
  • Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьная или домашняя работа, для старших подростков и взрослых, подготовка отчётов, заполнение бланков, анализ длинных документов).
  • Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные материалы, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны).
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы (для старших подростков и взрослых, может включать отвлечённые мысли).
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, при выполнении обязанностей, выполнении поручений).

Гиперактивность и импульсивность

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, извивается на месте.
  • Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте (например, оставляет своё место в классе, на рабочем месте).
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор» (например, ему неудобно находиться в течение длительного времени в ресторанах, на встречах; может расцениваться другими как беспокойный, с кем сложно быть наравне).
  • Бывает болтливым.
  • Часто отвечает до того, как вопрос задан до конца (например, завершает предложения людей, не может ждать поворота в разговоре).
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях (например, в очереди).
  • Часто перебивает или вторгается к другим (например, встревает в разговоры, игры или дела; может начать использовать вещи других людей, не спрашивая или не получая разрешения; для подростков и взрослых: может вторгаться в то, что делают другие).

Диагноз можно установить не ранее 12 лет (по старому изданию DSM-IV с 6 лет). Симптомы должны наблюдаться в разных ситуациях и обстановке. Для постановки диагноза необходимо наличие 6 симптомов (из группы «невнимательности» и/или «гиперактивности и импульсивности»). Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и пациенты должны отставать от уровня развития большинства подростков своего возраста. Для постановки диагноза симптомы должны проявляться и до 12 лет, при этом их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

Существуют разные подходы к лечению и коррекции СДВГ, однако большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, сочетающий в себе несколько индивидуально подобранных в каждом конкретном случае методов:

  • модификации поведения,
  • психотерапии,
  • педагогической и нейропсихологической коррекции,
  • медикаментозной терапии.

Распространенность СДВГ в настоящее время довольно высокая: среди школьников от 3% до 10%.

По данным различных источников, СДВГ чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Материалы для родителей детей с СДВГ

СМОТРЕТЬ

Что такое СДВГ? Короткое видео проекта «ПостНаука». 

Гиперактивные дети. Как не сойти с ума. Видео портала “Правмир”, проект “Я это пережил”. Реальные истории родителей детей с СДВГ, у которых мало что осталось от нервной системы, но они с этим справились.

СДВГ и Школа. Цикл видеолекций. Проект Ирины Лукьяновой и лаборатории «Инвитро».

ЧИТАТЬ

— Ирина Лукьянова. Экстремальное материнство. Книга для родителей, у чьих детей есть проблемы с поведением, вниманием, учебой, волей и самоорганизацией.

— Barkley, Russell A. Take Charge of ADHD: The Complete Authoritative Guide for Parents.

— Импульс, организация родителей. Рекомендации по работе с детьми с СДВГ: 

http://sdvg-impuls.ru/wps/sdvg-inform/

— Елисей Осин. В ловушке наказаний. Скачать статью из журнала “Родные люди” >>

ОБСУЖДАТЬ

Наши невнимательные и гиперактивные дети. Международный форум родителей детей с СДВГ:
Top