Взросление детей происходит неравномерно. В течение всего детства ребёнок проходит ряд острых точек развития — «кризисов».
Психолог Ольга Шихова рассказывает о возрастных кризисах детей.
Дети развивается неравномерно. В развитии ребёнка есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.
Во время критических периодов ребёнок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчётливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
Трудновоспитуемость детей. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастает число конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребёнка в это время связана с мучительными переживаниями.
Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребёнок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития (возникают «новообразования»).
Во время стабильных периодов ребёнок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.