Компетенции приёмного родителя расширяются с течением жизни и совершенствуются в процессе воспитания детей. Однако, перед чиновниками, осуществляющими отбор кандидатов в опекуны и приёмные родители, всегда стоит вопрос: по каким критериям оценивать кандидатов и уже состоявшихся замещающих родителей?
Минобрнауки РФ уже давно предложило список компетенций для патронатных родителей. Позже этот список лёг в основу оценки будущих усыновителей и опекунов, проходящих обучение в Школах приёмных родителей.
Для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) и в данном деле.
1. РЕБЁНОК: понимание ребёнка и способность обеспечить его потребности, способность обеспечить безопасные условия для его развития и воспитания
— Понимание возрастных особенностей ребёнка, распознавание его потребностей
— Умение понимать чувства ребёнка и оказывать ему эмоциональную поддержку
— Реалистичные представления о ребёнке и о семье, из которой он пришел и готовность принять прошлое ребёнка и его самого таким, какой он есть
— Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребёнка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями
— Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребёнку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения
— Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребёнка
— Понимание причин трудного поведения ребёнка
— Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребёнка
— Понимание особенностей сексуального развития ребёнка, умение разговаривать на интимные темы откровенно
2. СЕМЬЯ: понимание особенностей своей семьи и умение приспособить семейную систему к задаче воспитания ребёнка
— Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребёнка, способность к этим изменениям
— Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить
— Умение справляться с кризисами
— Понимание того, ребёнка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять
— Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребёнка того или иного возраста
— Способность обеспечить безопасность ребёнка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребёнка вести себя в ситуациях несущих риск
— Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребёнка
3. ВОСПИТАТЕЛЬ: понимание воспитателем своих личностных особенностей и своих слабых и сильных сторон, как воспитателя; обеспечение заботы, контроля и требований; способность к профессиональному росту
— Осознание своих умений как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать
— Умение отказаться от стереотипов
— Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям
— Предпочтительные методы и приемы воспитания, отношение к физическим наказаниям: умение поощрять; умение наказывать; ненасильственное воспитание
— Умение справляться со своими чувствами; умение контролировать эмоции (импульсивность); умение справляться с тяжелыми переживаниями
— Умение соблюдать конфиденциальность
— Способность к обучению, саморазвитию
— Умение обращаться к собственному детскому опыту
4. ДРУГИЕ ЛЮДИ: умение строить взаимоотношения с социальным окружением в интересах ребёнка и помогать ребёнку в налаживании социальных связей
— Умение говорить о ребёнке с окружающими
— Умение отстаивать интересы ребёнка и защищать его
— Умение налаживать социальные связи и учить этому ребёнка; наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребёнка
5. ПАРТНЕРСТВО: понимание системы семейного устройства и своего места в ней. Умение строить и поддерживать партнерские отношения со службой сопровождения
— Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания
— Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми
— Готовность при необходимости просить и принимать помощь
— Понимание роли кровных родителей в жизни ребёнка и готовность содействовать поддержанию отношений ребёнка с кровной семьёй
— Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать