Вот как только начнёшь вникать в нюансы нашей работы, так сразу хочется сделать «фейспалм».
Ресурсный центр семейного устройства, например, приглашает на повышение квалификации. 72 часа, 9 занятий.
Тема: «Актуальность исследования воспитательских компетенций граждан, выразивших желание принять детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства».
Если по-простому: как ведущему Школы приёмных родителей заполнять таблицу компетенций.
9 (девять!) занятий! 72 (семьдесят два!) часа! Заполнять табличку.
Вопросы типа «накой вообще она нужна?» и «законно ли это?», не ставятся в принципе. Просто у них есть табличка и они придумывают, куда ещё её можно применить.
А теперь — внимание — вспоминаем, откуда появился сей чудесный инструмент, который «на самом деле является мощным инструментом и при грамотном использовании помогает лучше видеть риски и ресурсы слушателей».
Шаг 1. Когда-то мнооого лет лет назад, когда деревья были большими, а у нас в стране ещё цвёл буйным цветом патронат, на сайте usynovite.ru был размещён материал «Компетенции патронатного воспитателя». Ну, чтоб совсем пустой сайт не стоял, его набивали всякими материалами. Без авторства, без источников, без какого-либо научного обоснования. Похоже, просто гуглили и размещали. Материал этот до сих пор висит (см. ссылку в первом комментарии) со вступительными словами:
«Патронатный воспитатель не только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать».
Ну, понимаете, да? Некая памятка для самообследования будущих патронатных воспитателей, очень узкой с специфической категории граждан.
Шаг 2. В какой-то момент, тоже довольно давно, эту памятку решили приложить ко всем кандидатам на все формы семейного устройства. Не пропадать же добру, правда? Тем более, обучение в ШПР с 2012 года стало обязательным. Почему бы не дать этот материал в курсе подготовки будущих опекунов и усыновителей? У нас же все одинаковые в ШПР приходят учиться. *табличка «сарказм»*
Шаг 3. На следующем этапе памятка превращается в табличку для САМОоценки компетенций. Теперь уже замещающего родителя. В табличке появляются три колонки «знаю и умею», «знаю, но не умею» и «не знаю и не умею».
Таблица для САМОобследования была опубликована в эпическом томе «Тренинг подготовки замещающих семей», во вполне официальных методических рекомендациях.
И всё бы ничего, но, например, даже при самообследовании невозможно однозначно ответить на вопрос, в котором описаны сразу несколько компетенций. Например, «понимание причин ЗПР» и «умение справляться с отклонениями». Это разные вопросы!
Шаг 4. Следите за руками: та-да-дам! Эта же табличка, превращается в инструмент внешней оценки. Появляются совсем другие столбцы, в которых необходимо оценить степень сформированности компетенций на тренинге по подготовке замещающих родителей. Т.е. ведущий ШПР после каждого занятия должен вынести вердикт: сформировано нечто или нет.
Причём, обратите внимание! При прохождении подготовки в ШПР ещё никого ребёнка нет, т.е. это всё теоретическая теория.
Вот, скажем, пункт «Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям». Это как, пардон муа, оценить со стороны? Если кандидат говорит: «осознаю!» — это показатель? Ведущие-то многие не понимают всех последствий, потому как не имеют собственного опыта воспитания приёмных (да и кровных) детей.
Шаг 5. Заполнение таблички вменяется ведущим ШПР в обязаловку. По крайней мере, в положении об аттестации выпускников ШПР г. Москвы (приказ N 567 ДТСЗН г. Москвы) это написано чёрным по белому, а сама таблица дана в приложениях:
«Компетенции приемного родителя изучаются специалистами, проводящими подготовку,
совместно с гражданами в ходе всего процесса подготовки и обсуждаются на собеседовании в
индивидуальной форме. Итоги обсуждения записываются в соответствующих графах».
Кто-нибудь исследовал эффективность данного инструмента? По науке, а не на глазок? Кто-нибудь считал, сколько времени, сил, оплаты труда требует заполнение этой таблицы? Ответ, я думаю, вы знаете.
В самом приказе №567 указан якобы источник происхождения таблички: Журнал детского благотворительного фонда «Солнечный город», N 6, 2015 г.
Целый Департамент города Москвы оценивает граждан по табличке из журнала. Хотя, см. выше, текст был опубликован на федеральном портале лет на семь раньше.
Шаг 6. А теперь, как говорится в одном фильме, «монтаж» и …
Государственное бюджетное учреждение за государственные, т.е. бюджетные, деньги, проводит обучение ведущих ШПР (в рабочие дни, на секундочку).
Да-да, мы как раз начали с этого. 72 часа, 9 занятий сотрудники других ГБУ, ведущие Школ приёмных родителей не занимаются своими прямыми обязанностями, а учатся заполнять табличку, у которой даже автора нет, и которая по сей день в текстовом варианте висит на сайте usynovite.ru с заголовком «Компетенции патронатного воспитателя».
Почему-то мне совсем не нравится это. Почему-то мне хочется, чтобы в этом мире люди работали работу, а не пытались натягивать сову на глобус и выдумывать, чем бы ещё себя занять.