Разрешение конфликтов с органами опеки

Нередко бывает так, что первый приём у специалиста органов опеки и попечительства проходит напряжённо.

Алексей Рудов рассказывает о том, как разрешать (а лучше вовсе не допускать) конфликтные ситуации со специалистами государственных организаций.

Видео подготовлено при поддержке адвокатской фирмы «Команда адвоката Жарова»

Разрешаем напряженную ситуацию

Если вы чувствуете, что конфликт назревает, то:

  • Следует сделать небольшую паузу в общении и попытаться понять, что именно послужило причиной возникновения напряженности. Проанализировать, какие слова и действия спровоцировали конфликт, разобраться в своих ошибках. Не вы ли виновны в начале конфликта? Помните, что в конфликте всегда есть две стороны, и одна из них — вы. Старайтесь взглянуть на проблему со стороны чиновника, отвечающего за семейное устройство детей – возможно, его поведение может быть объяснено опасениями за судьбу детей?

  • Не стоит пытаться вести переговоры по телефону в назревающей конфликтной или сложной ситуации, в этом случае по телефону нужно договориться только о встрече.

  • Помните, после драки кулаками не машут. Лучше как следует подготовиться к личной встрече.

  • Если дело дошло до конфликта никогда не ходите на приём в одиночку. Дело не только в вашей психологической уверенности, но и в обеспечении свидетельской базы для подтверждения возможного незаконного поведения чиновника.

  • Не перебивайте говорящего. Позвольте ему высказаться, даже если вам крайне неприятно его слушать и хочется поспорить. Дождитесь, когда «пар» будет выпущен, и спокойно продолжайте беседу.

  • Ведите разговор по существу и не позволяйте уводить беседу в сторону! Не давайте втягивать себя в споры, не имеющие отношения к решаемому вопросу

  • Не оправдывайтесь! В спорах будьте корректны, не торопитесь, будьте спокойны, а главное – не переходите на личности.

  • Старайтесь не поддаваться давлению. Когда на нас оказывают давление, мы склонны оказывать психологическое реактивное сопротивление, выражающееся в нервозности, гневе, чувстве безысходности. Постарайтесь совладать со своими эмоциями.

  • Часто конфликт возникает на базе ограниченности ресурсов и конкуренции. В данной ситуации чиновники стремятся обеспечить рост своей значимости в решении того или иного вопроса, показать власть, реализовать свое желание управлять людьми. Например, органы опеки объявляют, что подходящих потенциальным усыновителям детей нет, говорят о наличии очереди на новорожденных, здоровых детей и так далее. Надо помнить, что такие ситуации создаются искусственно. В таких ситуациях лучше обратиться к другому специалисту или к начальству, обжаловать действия чиновника или попробовать изменить свою цель, если это возможно.

  • Используйте различные доводы в споре, но аргументируя, помните — слабый аргумент размывает сильный, нет смысла говорить и писать по поводу деталей, если в главном уже имеется нарушение закона. Например, если вы хотите взять ребенка под опеку, а вам отказывают в выдаче заключения на основании того, что вы стары (молоды), не надо доказывать, что вы ещё (уже) способны нести ответственность за воспитание ребенка, нужно доказывать, что законом не предусмотрен отказ в выдаче заключения по подобным основаниям.

  • Ни в коем случае не следует запугивать и проявлять агрессию, лучше показать осведомленность в вопросе, решения которого вы добиваетесь. Позиция спокойно сидящего на стуле – «я отсюда не уйду, пока вопрос не решу» – гораздо эффективнее, чем стоящего и размахивающего руками – «я на вас в суд подам»! Однако, если очевидно, что мнение чиновника или его позиция непоколебимы, не стоит тратить силы на убеждения, надо двигаться дальше.

  • Возьмите с собой диктофон и запишите «перлы» чиновников (только предупредите о том, что вы ведёте запись). Диктофонная запись, к сожалению, не может быть доказательством в суде без специальной экспертизы, но вышестоящее начальство её, как правило, соглашается прослушать – и сделать соответствующие выводы. Кроме того, специалист, адвокат или психолог по этой записи сможет более точно диагностировать ситуацию и дать более точный совет.

  • Когда в основе действий чиновника лежит решение, принятое другим лицом или органом, не теряйте время – всегда работайте на опережение. Посетите все значимые инстанции, которые может вовлечь противная сторона, раньше, чем это сделают сами чиновники. Пишите, говорите – убеждайте их в своей правоте. Ни в коем случае не рассчитывайте, что за вас это будет делать чиновник. Помните, первоначально сложившееся мнение труднее поменять.

  • Не обращайте внимания на то, что вам говорят на словах, особенно по телефону, поскольку письменно, в документах или в письмах, может быть написано иное. Вспомните любимое выражение сотрудников милиции: «Телефонный разговор к протоколу не подошьёшь». Добивайтесь письменного ответа.

  • В случае спора по законодательству или при устном отказе – ничего не принимайте на веру! Требуйте показать текст и реквизиты закона, приказа, инструкции и т.п., на которые ссылается чиновник. Обязательно запишите: полное название документа, часть текста, номер, дату, кем принят документ, иначе все разговоры будут ни о чем. Часто чиновник отвечает «не положено, невозможно, нельзя!» только потому, что он так думает, или некомпетентен в данном вопросе, а может быть просто не хочет лишний раз утруждать себя. Утверждения типа «у нас есть инструкции» или «так сказано в законодательстве» – несерьезны! Вы так же можете парировать, что где-то там, «в законодательстве», все написано с точностью до наоборот.

  • Не бойтесь уточнять, спрашивать и требовать письменного обоснования любого отказа – с такой бумагой вы можете обращаться в вышестоящие органы или суд и оспаривать решение. Без такой бумаги все ваши слова будут не убедительны, а  фразы типа «мне так сказали» – не являются доказательством для суда.

  • Если местный подзаконный акт, приказ или инструкция противоречат федеральному закону, то преимущество всегда имеет федеральный акт. Если, тем не менее, чиновник действует наперекор федеральному законодательству – его можно «поправить» через прокуратуру и суд, и чиновник это знает. Однако, за нарушение местной инструкции – накажет ближайший начальник. И поэтому в такой ситуации происходит внутренняя борьба чиновника, и это надо учитывать.

  • Если чиновник отказывается давать письменное обоснование какому-либо решению, пишите заявление с просьбой письменно обосновать отказ. На забудьте, что чиновник может вам ответить только на ваше письменное обращение. Если и такое заявление не принимают — отправьте запрос по почте.

Некоторые принципы российского законодательства:

  1. Как правило, разрешено всё, что не запрещено. Отсюда следует, что не стоит искать в законодательстве детальные инструкции, что то или иное делать дозволяется.

  2. Гражданин вправе обращаться с любой просьбой к любому чиновнику. В любом случае, он имеет право на письменный ответ с мотивировкой того или иного решения. Срок ответа — 30 дней, если в конкретном случае законом не оговорен иной срок.

  3. Доказательства тех или иных обстоятельств требуются только в судебном процессе (например, усыновители в заявлении в суд указывают обстоятельства, позволяющие им усыновить ребенка и, ссылаясь на статьи Семейного кодекса, просят поменять имя или изменить дату рождения ребенка.). Обращаясь к чиновникам, напротив, вы, гражданин, не обязаны знать законодательство, имеете право не сопровождать свои просьбы ссылками на статьи законов, но чиновник обязан обосновывать свой отказ. Если орган опеки выдает отрицательное решение, оно так же должно быть мотивировано и в нем должны быть даны ссылки на конкретные статьи закона, примененного в данном случае.

  4. Ограничения в законе не подлежат расширительной трактовке (Конституция РФ, ст. 55 часть 3). Например, список требований к усыновителю является закрытым и требовать иного чиновник не имеет права.

Top