Детское воровство

По материалам Л.В. Петрановской

Воровство — это присвоение чужой собственности без согласия её обладателя с целью наживы.

Случаи детского воровства происходят довольно часто. Почти каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое (вспомните себя в детстве).

В данной ситуации важную роль играет реакция родителей, от которой зависит поведение ребёнка и возможность повторения воровства. Столкнувшись с детским воровством чаще всего мы начинаем паниковать, думать об «испорченности» ребенка, подозревать у него «воровские гены». Однако в каждом конкретном случае необходимо разбираться с причинами детского воровства. Исследования, проведенные в семьях ворующих детей, показывают, что часто кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Возрастные особенности воровства

У ребёнка 1 — 3 лет еще не сформированы понятия «своё – чужое». В этом возрасте дети плохо понимают, что такое собственность, и поэтому уверены, что все в мире принадлежит им, а значит на прогулке или в гостях ребёнок может взять себе любую понравившуюся игрушку. Сам, без помощи взрослых, ребёнок не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Поэтому формирование понятия «собственность» — это задача родителей.

Возраст 4-6 лет — возраст формирования нравственных привычек, но это ещё не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать «моё» и «не моё», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. С другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и может приводить к воровству.

К 6-7 годам обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно сдерживать свои желания Причиной импульсивности могут быть как особенности темперамента (повышенная активность), так и временные реакции на психотравмирующие ситуации (переезд, поступление в школу), а также психические отклонения (например, умственная отсталость).

В возрасте от 8 до 10-11 лет у детей воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое «хочу!» самому себе твёрдо сказать «нет!». Таким детям трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.

Для подростка 12-15 лет воровство — это уже осознанный шаг, а может быть и вредная привычка. Чаще всего подростки воруют ради того, чтобы быть принятым в группе сверстников, либо потому что у них вымогают деньги. Для подростковой среды очень характерны кражи «на слабо», когда ребёнка подначивают сверстники. Также воровство в этом возрасте может быть тревожным сигналом о возникновении у ребёнка какой-либо патологической зависимости.

Сообщение с усыновительской конференции. «Дочка врёт и крадёт! Мы с мужем пребываем в замешательстве. Вчера наша трёхлетка украла кошелёк. Муж до последнего не верил, думал, что я на ребёнка наговариваю. Но после того, как пропажа обнаружилась у дочки в шкафу, среди её вещей, всё стало ясно. Правда деньги из кошелька она не взяла. Ругать и наказывать дочку мы не стали, разговаривать тоже — просто не знаем, что ей говорить. Неужели пора ей выдавать карманные деньги?»

Когда ребёнок присваивает чужое?

1. Когда у ребёнка недостаточно произвольности или не сформировано чувство собственности

Ребёнок может не понимать, какие вещи его, а какие чужие (вспомните эпизод с появлением Тони из фильма «Девчата»). Также дети могут недостаточно владеть своими побуждениями. Некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им игрушки, угощаются без спроса чужой едой, не ставя себя на место «жертвы» и не представляя себе её чувства.

2. Когда воровство — это месть

Ребёнок может украсть (и часто уничтожить) вещь, которой перед ним долго хвалились, из-за которой он подвергся унижению, либо когда ребёнок хочет причинить боль обидчику. Детям бывает трудно разрешать свои конфликты в конструктивном ключе, и поэтому они «вымещают» свои обиды на чужом имуществе.

3. Когда ребёнок лишён необходимых вещей или вынужден заботиться о себе самостоятельно

Ребёнок может быть лишён самых необходимых предметов, что сильно осложняет его жизнь. Когда не хватает школьных принадлежностей (а учитель ругает за отсутствие циркуля), средств на питание (а одноклассники ходят в кафе) и т. д., ребёнок может попытаться решить эту проблему самостоятельно. Также ребёнку может казаться, что родители специально ущемляют его в материальном плане. Нередко воруют дети, чьи родители уверены, что лучше знают, «что в действительности нужно ребёнку», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения, не дают карманные деньги.

4. Когда ребёнок пытается «подкупить» сверстников

Ребёнок крадёт деньги, чтобы угостить одноклассников, подарить дорогой подарок. Такое поведение бывает свойственно детям, которых отвергает коллектив сверстников из-за физических недостатков, школьной неуспеваемости, «не того» социального статуса. С помощью воровства ребёнок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

5. Когда ребёнок хочет привлечь внимание взрослых или разрядить семейную напряжённость

По мнению психологов, в семьях ворующих детей часто наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребёнок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо видит отчужденность, даже враждебность между родителями. При помощи кражи ребёнок добивается того, чтобы семья сплотилась и начала заниматься его проблемами.

6. Когда ребёнок проверяет границы

Дети, особенно приёмные, могут испытывать высокую тревожность и неуверенность в том, что его привязанность родителя к нему достаточно прочна. Дети боятся быть отвергнутыми по какой-либо причине, и с помощью воровства проверяют, действительно ли родители не откажутся от него, правда ли смогут принять ребёнка и в его негативных проявлениях. Психолог Л.Петрановская пишет: «Дети всегда очень точно определяют самые «уязвимые места» взрослых, и если детское воровство очень чувствительно для родителей, если именно это их «главный кошмар» и свидетельство полного фиаско как воспитателей, то скорее всего именно этот тип поведения ребенок и будет использовать для того, чтобы задать вопрос: «Будете ли вы любить меня даже таким?».

7. Когда воровство — это навязчивое невротическое действие

Ребёнок испытывает потребность украсть из-за постоянно высокого уровня тревоги и неудовлетворенности (по тем же причинам люди часто «заедают» проблемы, начинают заниматься экстремальными видами спорта и т.д.). В момент кражи ребёнок испытывает острые ощущения, которые затем сменяются расслаблением и эйфорией. В данном случае речь идёт о психологической зависимости. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

8. Когда ребёнок подражает взрослым

Иногда дети делают слишком прямолинейные выводы из поведения и разговоров взрослых. Например, когда мама рассказывает о том, что «взяла в магазине конфет», а папа о том, что «наконец отобрал свои деньги у банка», ребёнок может услышать это как «в магазине можно брать конфеты», «отнимать деньги нормально». Также нередко родители, сами того не желая, дают ребёнку поведенческую модель воровства: «приносят» с работы канцелярские товары, «находят» и забирают себе чужие деньги и т. д. Дети долгое время могут не понимать, за что их ругают родители, если они сами присваивают чужое.

9. Когда ребёнок попал в безвыходную ситуацию

Например, когда у ребёнка вымогают деньги или он попал в ситуацию вынужденного долга (сломал чужую дорогую вещь, потерял чужие деньги). Также, возможно, ребёнок страдает наркозависимостью, и поэтому любым способом пытается добыть деньги. При этом отношения ребёнка с родителями не доверительные, он не может обратиться за помощью к взрослым, скрывает от них тяжесть своего положения.

10. Когда ребёнок не смог противостоять соблазну

Ребёнку тяжело на свое «хочу!» самому себе твёрдо сказать «нет!», ему трудно справиться с соблазном, его волевые качества недостаточно сформированы, хотя он и испытывают стыд за свой поступок. Людмила Петрановская пишет: «Это очень важный жизненный опыт. Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя. Без такого опыта невозможно формирование совести, ведь совесть – не послушание внешним правилам, а внутренний сторож, который не позволяет поступать неправильно, потому что ты знаешь, как потом будет плохо на душе».

11. Когда в семье халатно относятся к деньгам

Например, в обеспеченной семье, где деньги всегда доступны, ребёнок привыкает иметь определённую сумму на личные нужды. Но в ситуации, когда деньги закончились, а попросить их в данный момент у родителей по каким-то причинам нельзя, ребёнок может сам пополнить свой «счёт». Ребёнок оправдывает себя тем, что родители и так бы ему дали, зачем же тогда спрашивать?

Сообщение на усыновительской конференции. Андрею 9 лет, дома уже четыре года. В школе периодически устраивает происшествия, чтобы произвести впечатление на одноклассников. Однажды украл дома приличную сумму денег и потратил их на сладости и коллективный поход в Макдональдс. Любую купленную вещь тут же порывается отнести в школу, где может широким жестом кому-нибудь подарить. В любом новом месте начинает называть сверстником «друзьями». Мы ездили отдыхать на море – там у него каждый день появлялись новые «друзья», чьих имён он даже не мог запомнить. Передаривал и отдавал им все сувениры и сладости.

Ошибки воспитания, провоцирующие воровство

  • Непоследовательность в воспитании: в одной ситуации ребёнка порицают, а в другой — «закрывают глаза» на проступок, грозятся наказать, но не наказывают.
  • Несогласованность требований взрослых: мама разрешает, а папа запрещает, бабушка не знает, как реагировать;
  • «Двойная мораль»: действия родителей расходятся со словами. Например, родители говорят ребёнку, «что брать чужое нехорошо», а сами приносят с работы то, что «плохо лежит». Ребёнок следует примеру родителей и не может понять, за что его ругают — он же поступает как взрослые);
  • Вседозволенность. Ребёнка не учат считаться с мнением других людей, не дают адекватной обратной связи на нежелательное поведение. «Пусть возьмёт, это же ребёнок!». Ребёнок ориентируется только на свои желания и интересы, и искренне не понимая, почему брать всё, что им хочется, нельзя.
  • Тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную оборонительную позицию, проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Профилактика воровства

Взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства.

Если у ребёнка нет личных вещей, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению, у него не формируется понятие «своё – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.

Важно найти для ребёнка его «зону успешности», чтобы ему не нужно было компенсировать личные неудачи воровством. Когда жизнь ребёнка наполнена интересными для него занятиями, он чувствует себя более счастливым и нужным.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Нужно постепенно передавать ребёнку «взрослые» дела, делиться с ним ответственностью, включать его в планирование семейных трат.

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, хранить ценности в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Сообщение с усыновительской конференции. «Я в шоке. Дочка оказалась воровкой. Ей 11 лет, дома почти год. Она и раньше заглядывалась на мои вещи, украшения, интересовалась содержимым шкафов и сумок. А сегодня, пока я мылась в душе, она достала из комода мои коробочки, нацепила на себя все цепочки, кольца и браслеты, и пошла гулять во двор. Врала подружкам, что это я ей подарила. Что делать-то? Вот так отвернёшься, а она всё из дома вынесет!»

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе или покупку школьных принадлежностей. Речь идёт о средствах, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью.

От домашних спасают краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, крупные покупки, отдых. Когда ребёнок видит пределы семейного бюджета, о учится планировать. Ребёнку подросткового возраста можно помочь найти самостоятельный заработок.

Что делать, если ребёнок присвоил чужое?

Категорически нельзя

  • устраивать скандал, применять к ребёнку насилие (это самый соблазнительный, но самый неэффективный способ, поскольку он не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет её);
  • считать, что ребёнок совершил что-то непоправимое;
  • лишать ребенка необходимого (еды, возможности ходить в школу);
  • обвинять ребенка, если вина его не доказана;
  • требовать от ребенка публичного раскаяния;
  • называть ребенка вором, клеймить негативными эпитетами;
  • одобрять или проявлять безразличие к факту воровства;
  • сравнивать с другими детьми или вами: «Вот я в детстве никогда не брал чужого!», «Твоя сестра никогда бы так не поступила!»;
  • требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража;
  • обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних;
  • всё время возвращаться к тому, что произошло, после того как ситуация была разобрана (этим можно только закрепить данный поступок в сознании ребёнка).

Можно и нужно

  • жёстко, но спокойно обсудить произошедшее;
  • объяснить ребёнку, что он поступил плохо, неправильно, но может раскаяться и исправить ситуацию;
  • найти адекватное наказание, не ущемляющее основные потребности и достоинство ребёнка, прояснить, что ребёнок наказан не за то, что он «плохой», а за конкретный проступок;
  • подробно выяснить все обстоятельства произошедшего, получить как можно больше объективной информации;
  • помочь ребёнку сформулировать извинения или рассказать, как он может возместить нанесённый ущерб;
  • помочь ребёнку разобраться в причинах его поведения, задать наводящие вопросы «Возможно, ты тебе так понравилась чужая вещь, что ты не смог побороть соблазн?» или «Может быть ты хотел обидеть брата, забрав его телефон?»;
  • высказать осуждение вообще любого воровства, если ребёнок не слишком мал, объяснить юридические последствия присвоения чужого имущества;
  • поделиться личным опытом, тем, что с вами тоже когда-то происходило подобное, но потом вам было очень стыдно и вам до сих пор неприятно вспоминать об этом; также можно поделиться тем, как вы сами просили прощения;
  • поддержать ребёнка в его желании исправиться;
  • сохранить, если это возможно, конфиденциальность, либо выступить посредником в общении ребёнка со всеми участниками происшествия;
  • когда ситуация разрешена, жить дальше, не напоминая ребёнку о том, что он однажды оступился.
Ещё по теме:
— Статья «Дети воруют, но это не страшно» фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам».
Top