Проживание горя у детей-сирот. Как дети реагируют на разлучение с кровной семьёй

Причины для горя могут быть разными, разной может быть и его интенсивность. Утрата родителей, пожалуй, самое страшное горе в жизни ребёнка. Родители умирают или их лишают родительских прав, ребёнок попадает в приют или больницу – и это становится самым значительным травмирующим событием в жизни ребёнка.

Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребёнок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» — ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.

Ещё одно традиционное заблуждение – считать, что ребёнок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам — ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребёнка. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

Детям трудно адекватно оценить причины отобрания их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки – как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещёние было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи ребёнок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить: уход из семьи – самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни ребёнка.

Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими. Разлука с семьей, по сути является признанием того, что для данного ребёнка быть любимым своими родителями – невозможно. И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, — серьезная травма. Приносящая ребёнку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.

Горе

Попадая в учреждение, дети теряют

(цит. по Мария Капилина (Пичугина), Татьяна Панюшева «Приемный ребенок жизненный путь, помощь и поддержка»).

Отношения с близкими людьми, привязанность. Даже в тех случаях, когда отношения с родителями складываются плохо, все равно для ребёнка это та семья, которую он знает, его самые близкие люди на свете. И ребёнок не утрачивает надежды на изменения к лучшему. С одной стороны, привычные отношения дают ощущение стабильности и безопасности, с другой стороны – эмоциональные связи реальны, и утрата привязанности приносит боль, которая может переживаться не только душевно, но и на физическом уровне.

Микросоциум и доступ к информации о семье. Для ребёнка семья – это мир, в котором он живет, на котором основываются его знания о своем происхождении, представления о своей личности. С утратой семьи ребёнок утрачивает принадлежность к конкретным взрослым и оказывается в ситуации слишком ранней социальной эмансипации, которая в норме должна происходить уже после подросткового возраста. Неудивительно, что дети чувствуют себя потерявшимися и дезориентированными.

Широкое социальное окружение, дружеские связи – макросоциум. Дружеские связи и широкое социальное окружение отчасти компенсируют недостаток тепла и заботы, которые дети ощущают в своих кровных семьях. Для любого человека дружеские связи очень важны, но для детей из неблагополучных семей они важны особенно. Мир за пределами квартиры (дома) – территория, которую ребёнок активно осваивает с трехлетнего возраста. Познавательная активность детей, самостоятельность, первые социальные контакты – все это оказывается под ударом в результате отрыва ребёнка от семьи и попадания в учреждение.

Свой дом и имущество, личные вещи. Материальная среда является продолжением личного пространства для человека. Все то, что мы называем «своим», имеет особую значимость для людей. Теряя «свое», любой человек всегда испытывает беспокойство, переживает. Утрата дома – одно из самых больших несчастий в жизни (достаточно вспомнить о беженцах, переселенцах…). Попадая в учреждение, дети теряют свой дом и все то, что считают своим, вплоть до одежды. Еда, игрушки, предметы обихода – все это, по сути, «общее», то есть ребёнку не принадлежит, и сам он не имеет «своего места в жизни».

– Контроль над собственной жизньюощущение безопасности. Человеческая жизнь регулируется социальными правилами и законами, но внутри этих правил люди обладают определенной свободой выбора: у них есть свои желания, предпочтения и возможности хотя бы частичной их реализации. Дети не выбирают для себя «возможность» оказаться в детском доме, и внутри детского дома они тоже ничего для себя не выбирают. Их жизнь полностью контролируется извне, они становятся «пассивными объектами». Подобная утрата контроля над своей жизнью приводит к потере чувства психологической безопасности. Дом и семья – первооснова жизни ребёнка, и их утрата означает для него, что все остальное тоже может исчезнуть, что ничего надежного и стабильного на свете нет. Кроме того, опыт пассивного существования усваивается детьми и через некоторое время становится жизненным принципом: они не умеют и не хотят предпринимать самостоятельных усилий в устройстве своей жизни. Пресловутые «иждивенчество» и «потребительство» детей из учреждений – проблема, созданная существующей системой.

– Социальный статус: «хуже других». Дети, переживающие травму изъятия из семьи, испытывают душевную боль, а боль люди часто воспринимают как «наказание» за что-то, за какую-то свою вину. Кроме того, дети лишаются всего, что есть у других людей, и это также заставляет их чувствовать себя хуже других, «наказанными». Также для детей расставание с семьей означает, что их родители позволили этому произойти, то есть фактически «отказались от них». Это ощущение отверженности усиливается социальным реагированием. Для многих людей дети из детских домов – «неблагополучные», «умственно отсталые», «малолетние преступники» и т. д. Социальный статус этих детей объективно ниже, чем статус детей из обычных семей, даже неблагополучных.

Собственная работа горя

Дж. Боулби в 1961 году выделил несколько последовательных фаз в «собственной работе» горя, в частности:

1) фазу «оцепенения», которая длится от нескольких часов до недели и сопровождается интенсивными переживаниями страдания и гнева;

2) фазу «острой тоски и поиска утраченного объекта» с соответствующими поведенческими феноменами, продолжающуюся несколько месяцев и даже лет;

3) фазу «дезорганизации и отчаяния», психическое содержание которой раскрывается в ее наименовании;

4) фазу «реорганизации», то есть той или иной степени адаптации к жизни или, в более тяжелых случаях, — существованию без утраченного объекта.

Способность ребёнка справляться со стрессом зависит от следующих факторов:

— социальное и эмоциональное благополучие ребёнка в момент травмы;

— опыт привязанности и близких отношений с другими взрослыми;

— присутствие и забота близких ребёнку людей в момент травмы;

— индивидуальная динамика переживаний и способы отреагирования.

Способы отреагирования и снятия напряжения в стрессе:

(по Мерфи и Мориэ)

1) удаляться в безопасное место;

2) отойти от окружающих на некоторое время, чтобы «прийти в себя»;

3) использовать различные приёмы для успокоения самого себя;

4) отреагировать с помощью символических игр и фантазии;

Личностные характеристики, помогающие пережить стресс:

— активность и самостоятельность ребёнка;

— самоуважение и вера в себя;

— уживчивость и способность обращаться за помощью, когда это необходимо;

— гибкость и способность приспосабливаться к новому;

— ответственность за кого-то, кроме себя.

Для ребёнка отчуждение от родной семьи начинается не в момент отобрания, а в момент помещения в новую семью или учреждение!

Дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей — тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что многие адаптирующиеся к новым жизненным условиям дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными.

Прожить горе необходимо для дальнейшей полноценной жизни и развития, принять его как полноправную часть своего опыта. В большинстве случаев наши дети не знают или не понимают, что с ними произошло, как сложится их дальнейшая судьба и как относиться к сложившейся ситуации. Задача специалистов в учреждении – разъяснить ребёнку все особенности его нового положения, помочь прожить все стадии утраты, отгоревать максимально безопасным образом. Если же ребёнок не получает квалифицированной помощи и не имеет достаточно времени и сил для переживания всех стадий горя, он может надолго «зафиксироваться» на одной из нижеперечисленных стадий. И это та сложность, с которой в дальнейшем придётся разбираться нам, приёмным родителям.

Процесс переживания горя – достаточно длительный (около года), особенности его протекания и проявлений носят индивидуальный характер, однако структура, последовательность стадий – общая для всех людей независимо от возраста, пола и культурной принадлежности.

Стадии проживания горя

Итак, рассмотрим подробнее основные стадии проживания горя, описанные американским психологом Элизабет Кюблер-Росс, и приведём примеры для каждой из них.

Шок → Дезорганизация → Торги → Депрессия → Принятие

1. Шок

Первая стадия проживания горя – шок, оцепенение, отрицание – наступает сразу после того, как ребёнок понёс утрату. Это кратковременная стадия, длящаяся от нескольких минут до нескольких дней. Ребёнок не может до конца осознать, что с ним случилось. В это время он может казаться совершенно спокойным и никак не реагировать на произошедшее, не выражать бурных эмоций, либо как оглушённый начинает по много раз спрашивать о том, что случилось. Через некоторое время ребёнок, не соглашаясь с тем ужасом, который он испытал, начинает отрицать произошедшее: «Это происходит не со мной», «Вы меня обманываете, мама жива», «Это каких-то плохих детей забирают в приют, а я хороший, мне нужно домой». Детская психика, соприкоснувшись с избыточными негативными эмоциями, стремится защититься и подавить их. На данном этапе ребёнок испытывает скованность, напряжённость, он как бы замирает.

Девочка А. 11 лет. Поступила в социальный приют четыре дня назад после смерти опекуна – родной бабушки. Несколько дней А. провела в квартире с умершей бабушкой, не знала, что делать. Соседи вызвали полицию и ООП. Представители органов опеки сказали, что «заберут ненадолго в оздоровительный лагерь».

Семейная ситуация: отец уже пять лет отбывает наказание в колонии строгого режима, отношения с дочерью не поддерживает; лишённая родительских прав мать за полгода до описанных событий умерла от наркомании (фактически проживала в той же квартире, где и девочка). Других родственников нет.

Девочка всё время сидит на кровати или диване в холле, на контакт со сверстниками не идёт. Спрашивает у взрослых «Когда меня заберёт бабушка?». Выглядит сонной, заторможенной.

Педагоги приюта предложили ей посетить музыкальные занятия. Девочка без интереса согласилась. На занятия в канун 8 марта дети разучивали стихи и песни о маме и бабушке. Музработник предложила А. «не грустить и немного попеть».

Кратковременное отрицание – естественная защитная реакция, однако если ребёнок слишком долго «залипает» в данном состоянии, это может оказаться губительным для его психики.

Основная помощь на этапе отрицания заключается в эмоциональной поддержке. Важно быть рядом, выслушивать все переживания, если ребёнок готов говорить, не пытаться отвлечь ребёнка от его негативных чувств и мыслей. На этой стадии важно обеспечить ребёнку физический покой, комфорт и безопасность. Только тогда наступит облегчение и появится возможность перейти на следующую стадию.

2. Дезорганизация

Часто на смену первой шоковой реакции приходит чувство злости. Злость возникает как реакция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае – потребности остаться в прошлом вместе с любимыми людьми. Любые внешние стимулы, возвращающие ребёнка в настоящее, могут провоцировать это чувство. Иногда злость смешивается с отчаянием.

Вторая стадия проживания горя – это стадия бурных чувств и агрессии. На этом этапе ребёнок начинает активно сомневаться в том, что ему сообщают окружающие, часто выплёскивает свои негативные эмоции на источник информацию. Ребёнку бывает трудно оценить причины отобрания его из семьи, даже если единственный родитель умер и фактически некому осуществлять за ним уход. Своё перемещёние в больницу или приют ребёнок может воспринимать как насилие, а представителей органов опеки и работников детского учреждения – как агрессоров. Он испытывает страх и неуверенность, чувствует себя зависимыми от обстоятельств и незнакомых людей. Ребёнок не может воздействовать на причину, вызвавшую горе, не может изменить своего положения, поэтому направляет агрессию на окружающих или на самого себя. Чем большее место в жизни занимала потеря, тем труднее ему в этот период.

Мальчик С. 9 лет. Отобран из неблагополучной семьи. Сначала был помещён в инфекционную больницу на обследование, позже переведён в Реабилитационный Центр.

Семейная ситуация: мать, её сожитель и старший сын от первого брака злоупотребляют алкоголем. В квартире антисанитарная обстановка. С. не посещает школу и не получает лечения, хотя имеет врождённый подвывих бедра.

В Центре ведёт себя расторможенно. Может закричать во время обеда, может «ни с того ни с сего» ударить кого-то из детей. Пытался совершить побег, был пойман за территорией. Разбил себе кулаки об металлическую дверь. Бурно плачет. На уроки ходить отказывается, рвёт учебники и тетради, саботирует занятия со специалистами. Ждёт, когда «мамка и брат наконец уже приедут и устроят вам всем тут».

На данном этапе необходимо побуждать выражение чувств и осознание их ребёнком, помогать найти подходящие слова и формы выражения накопившихся эмоций, «разрешить» ребёнку испытывать гнев, обиду, печаль и другие «некрасивые» эмоции. Важно не запрещать, а наоборот поощрять проявление плача, крика и т.д. Также нужно помочь ребёнку безопасным образом вылить свою агрессию (например, поколотить боксёрскую грушу или нарисовать своего «обидчика» и разорвать листок).

3. Торги, компромисс

Третья стадия проживания горя – это этап компромисса и «торгов» с окружающей реальностью – длится до 6-7 недель с момента утраты. На этой стадии охраняются и поначалу могут усиливаться физиологические симптомы: затрудненное дыхание, мышечная слабость, повышенная истощаемость, снижение или необычное усиление аппетита, нарушения сна. В течение этого периода ребёнок испытывает сильнейшую душевную боль. Характерны тягостные чувства и мысли: ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство «оставленности», одиночества, злости, вины, страха, тревоги и беспомощности. Ребёнок, переживающий утрату, поглощен образом ушедшего, идеализирует его. Переживание горя составляет основное содержание всей его активности.

Надо понимать, что ребёнок ещё не до конца осознаёт суть своей травмы и пока недооценивает те усилия, которые необходимо прикладывать для организации своей новой жизни. У него может появиться «магическое» мышление, мысли, что все ещё можно исправить, если «хорошо себя вести», «попросить бога», «пожаловаться главному начальнику». Ребёнок пытается заключить сделку – с высшими силами и с самим собой. На этом этапе ребёнок смириться с произошедшим, пытается примерить на себя новую роль («моя мама умерла, теперь я буду жить в детском доме»), но пока ещё не до конца верит в необратимость своего положения.

Девочка И. 10 лет. Из неблагополучной семьи. Третий месяц находится в Центре Семейного Воспитания.

Семейная ситуация: одинокая мать уклоняется от исполнения родительских обязанностей, вероятно, употребляет наркотики. Последний год девочка часто жила у разных знакомых матери и соседей.

После размещения в Центре И. поначалу много плакала, просилась домой. Сейчас рассуждает примерно так: «Я мешала маме отдыхать, и она отводила меня в гости. Поэтому меня забрали в Центр. У мамы всё время болит голова, а я играю и мешаю ей спать. Мама полечится и скоро меня заберёт. Я буду очень тихо себя вести». В общении навязчива, «липнет» к взрослым, заискивает, ищет расположения у воспитателей. К сверстникам относится несколько высокомерно, говорит «они приютские, а я домашняя». Старается участвовать во всех мероприятиях Центра.

На данном этапе необходимо максимально правдиво разъяснить ребёнку «окончательность» его положения, объективно представить перспективы: «Нам очень жаль, но твоя мама не звонила и не приезжала» или «До февраля ты будешь жить здесь, потом тебя переведут в детский дом». На этом этапе можно помочь ребёнку организовать «ритуалы» — написать прощальное письмо, найти фотографию умершего/пропавшего родителя, написать список того, что нравится и не нравится ребёнку в его теперешней жизни.

Особое внимание необходимо уделить поддержанию физического и психического здоровья ребёнка в острой стадии горя. В этот период может повышаться раздражительность, возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, особенно простудного и инфекционного характера из-за подавленности иммунной системы. На этом этапе может понадобится медикаментозная поддержка.

4. Депрессия.

Четвёртая стадия проживания горя – депрессия.

После бурных переживаний нередко наступает фаза эмоционального упадка. Горькая реальность наконец-то полностью осознаётся ребёнком. На этом этапе слёзы не приносят облегчения, появляются раздражительность, чувство постоянной усталости. У ребёнка обедняются эмоциональные реакции, могут нарушиться сон и аппетит, возникают соматические нарушения – головные боли, гастрит и др. В это время ребёнок не в состоянии эффективно действовать: учиться, заниматься привычными делами, организовывать свой быт. Отмечаются расстройства настроения, утрата интереса к жизни, чувство безнадёжности безнадежностью. Такие переживания могут привести ребёнка, не получающего достаточной поддержки, к мысли о самоубийстве.

Девочка Н. 13 лет. Помещена в интернат полтора года назад после смерти родителей.

Семейная ситуация: родители умерли (мать долгое время страдала онкологическим заболеванием, отец скоропостижно скончался от инфаркта), престарелый дедушка не может должным образом заботиться о девочке, но поддерживает с ней контакт. Нареканий со стороны персонала нет, девочка характеризуется как «покладистая, удобная, не очень умная, но старательная». Со одногруппниками поддерживает только формальные контакты, друзей-подруг не имеет. В свободное время предпочитает спать. Школьная успеваемость средняя. На уроках Н. не проявляет инициативы, «спит за партой», равнодушна к отметкам, но задания выполняет в срок. Ходит в гости к дедушке, привязана к нему, возвращается от него в подавленном состоянии, молчит, «уходит в себя». У Н. наблюдаются хронические головные боли, боли в области желудка гастрит), часто болеет респираторными заболеваниями.

Стадия депрессии является естественным этапом проживания травмы. Однако важно быть внимательным к состоянию ребёнка в это время, так как возникшие реакции могут серьёзно повредить здоровье. На этом этапе необходимо находится рядом с ребёнком, оказывать эмоциональную поддержку, привлекать к работе специалистов (психологов, медиков) и чётко следить за исполнением их рекомендаций. Крайне важно помочь ребёнку проработать чувство вины («Отец начал пить, потому что я плохо учусь» или «Почему я раньше не слушалась бабушку? Мне теперь так стыдно!»). Вина, как обоснованная, так и абсурдная – одна из частых причин, из-за которых процесс горевания осложняется. У ребёнка могут быть двойственные чувства по отношению к умершему/лишённому родительских прав взрослому («отец, сволочь, бил меня каждый день» и, одновременно, «если бы в школе не заметили синяки, никто бы в нашу семью не полез»). Необходимо снять лишний груз с души горюющего ребёнка.

5. Принятие, восстановление

Пятая стадия проживания горя – принятие и восстановление – длится около года. В этот период восстанавливаются физиологические функции, коммуникативная деятельность. Ребёнок свыкается с потерей, понимает, что горе занимает значительную часть жизни, но не всю жизнь. Худшее в жизни событие уже случилось, теперь необходимо как-то жить дальше. Ребёнок начинает возвращаться к прежней активности, «включает» большее количество положительных эмоций. Происходит переоценка окружающей реальности. Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом более редких. Конечно, приступы горя могут быть очень болезненными.

Приблизительно через год наступает завершающий этап переживания горя. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с ушедшим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь.

Для прохождения этой стадии важно помочь ребёнку создать в памяти образ «ушедшего», отыскать смысл в утрате и найти новые смыслы для дальнейшей жизни, необходимо обсуждать с ребёнком его переживания, а также помогать в построении планов на будущее. Лучшая помощь на этом этапе — ненавязчивое присутствие.

К сожалению, не каждый ребёнок, проживающий горе, может достичь этой финальной стадии — принятия. Часто дети подолгу «застревают» на какой-нибудь из стадий, и, если не получают должной поддержки или сталкиваются с новыми психологическими трудностями, могут возвращаться на предыдущие этапы.

Приёмные дети нередко пережили не одну потерю. Они ещё не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребёнка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития, или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими – травма, которая может быть причиной того, что ребёнок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

Помните: прошлый опыт ребёнка будет влиять на его жизнь в вашей семье!

Ещё по теме:
— История приёмной мамы «Подарки ребёнку из детского дома»
Top