Методы воспитания детей

Методы воспитания детей в семье — это способы и приёмы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на поведение детей. Замещающему родителю важно знать и применять эффективные методы воспитания и уметь вовремя отказаться от деструктивных способов воздействия на детей.

Методы воспитания детей

Каковы же эти методы?

  • Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;
  • Метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);
  • Метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);
  • Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

1 — знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

2 — личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать личным примером;

3 — в случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

4 — учет уровня педагогической культуры родителей.

Методы воспитания не должны нарушать прав человека. Неприемлемы физические наказания (от порки до хватания за ухо), лишение свободы (связывание, запирание), оскорбления и другие действия, унижающие человеческое достоинство.

Методы воспитания не должны нести в себе угрозу базовым потребностям ребёнка. Недопустимы лишение воды и пищи, лишение отдыха, лишение одежды, изгнание из дома.

Методы воспитания не должны быть этически предосудителены. Таковыми являются ложь, манипуляция, шантаж, использование зависимого положения, использование некритичности мышления ребёнка и др.

Важнейшей потребностью ребёнка является эмоциональная близость с воспитывающим его взрослым. Поэтому все методы воздействия, связанные с эмоциональным отвержением, следует считать крайне сильными и опасными.

Воспитательное воздействие может быть эффективным только в том случае, если оно направлено на причину трудного поведения, а не на внешнее проявление.

В процессе воспитания возможны конфликты, однако всегда нужно руководствоваться принципом «Нет ничего важнее отношений». Нет смысла добиваться изменения в поведении ребёнка, если в результате воспитательных воздействий будут разрушены доверие и взаимоуважение между ребёнком и принимающим родителем.

Любое воспитательное воздействие должно в конечном итоге укреплять самоуважение ребёнка, расширять его возможности, развивать в нём способность и готовность к ответственности за себя и самостоятельному принятию решений.

Top