Многие специалисты в сфере семейного устройства, а также состоявшиеся замещающие родители пишут о мотивации приёмного родительства, которая, в конечном счёте, не так уж важна. И я соглашусь с этим. Весь опыт моей работы подсказывает, что практически не бывает «правильной» и «неправильной» мотивации , особенно для кандидата, который ещё никогда не брал детей.
Меня вообще удивляет представление о человеке как о биороботе. Мол, есть у него в голове один мотив, одна мысль и одно чувство. И всё, больше не влезает. Это не так. Человек штука сложная. У него в голове конгломерат мотивов, ожиданий и представлений об идеальном мире. И детей он может хотеть по ооочень разным причинам. И причины эти может даже не озвучивать окружающим (психологам, сотрудникам опеки).
Много ли мы знаем случаев, когда кандидат говорит во всеуслышание: «Хочу издеваться над детишками и при этом ещё денег заработать»? Даже если человек так думает, он как-то справляется с собой и не произносит этого вслух. Так почему же нам кажется, что свои светлые, интимные, выпестованные мотивы он должен докладывать как на партсобрании? Не должен. Потому что это бессмысленно.
Думаю, есть смысл проработать с психологом какие-то моменты, «доосознать» и сформулировать. Но невозможно «отбраковать» кандидата на основании «какой-то не такой» мотивации.
Много лет назад БФ «Семья» проводил опрос среди замещающих родителей всё про ту же мотивацию. И там были в т.ч. такие мотивы как «боязнь родов», «желание расти в своей профессии» и т.д. И эта мотивация не помешала опекунам и усыновителям принять детей, а потом и вырастить привязанность. Просто люди отрефлексировали не только ведущие, но и подспудные мотивы. И вывод можно сделать только один: нет прямой зависимости между заявленными мотивами и дальнейшей успешностью семейного устройства.
В Симферопольском университете уже была защищена диссертацию показывала, в исследовании которой вообще выяснилось, что материально заинтересованные и относящиеся к приёмному родительству как к работе люди успешнее выживают в формате приёмной семьи. А альтруисты выгорают (удивительно, правда?).
Так что же важнее мотивации? На мой взгляд, ресурсы и (не или!) умение прокачивать свои скиллы (компетенции). Опять же, накопить ресурсов от забора до обеда не получится. Жизнь разная, может завтра все умрут и война начнётся — поди предскажи. Но некоторый набор должен быть сразу, а остальное, что важно, будет приобретаться в процессе. И тут нужна поддержка извне. То самое сопровождение, которое у нас почему-то упорно предлагают в качестве дополнительного контроля. Так быть не должно, и я даже не знаю, что нужно делать, чтобы оно нормально работало. Ну, т.е. знаю, что должно быть доверие к сопровождающим, но это сферический конь в вакууме.
А ещё важно понимание, что принятие ребёнка — это только начало «обучения». И ни одна самая прекрасная Школа приёмных родителей (а у нас прекрасная, например) не может научить сразу всему. Это только «началка», дающая алфавит и основы арифметики. А дальше придётся учиться на живом ребёнке, преодолевая собственные розовые очки, меняясь под нужды конкретных детей.