Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребёнка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несёт ответственность за воспитание ребёнка (В.И. Гарбузов, 1990). Итак:
К 1 году – ребёнок использует 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
К 1,5 годам – словарный запас ребёнка составляет 30-40 слов, он хорошо ходит, узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка – «Что?», «Кто?».
К 2 годам – словарный запас увеличивается до 300-400 слов, основные вопросы ребёнка – «Что это?», «Кто это?» Ребёнок осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
К 2,5 годам – словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», «Когда?». В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать – это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте.
К 3 годам – появляется вопрос вопросов – «Почему?» Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую сторону. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
К 3,5 годам – осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и, несколько позже, со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.
К 4 годам – способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос – «Почему?» (у ребёнка с ЗПР преобладают вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»). Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом 40-50 мин.
К 4,5 годам – способен ставить цель и планировать её достижение. Задает вопрос «Зачем?».
К 5 годам – умеет назвать свои фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела.
С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к систематическому обучению.
К 6 годам – словарный запас составляет около 4000 слов. Ребёнку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.
Зная внешние, поведенческие нормативы психомоторного развития дошкольника, взрослые могут вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребёнка, предупредить возникновение у него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребёнка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие, а лечебная и психокоррекционная работа с таким ребёнком требует специальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.
Больше материалов по теме «Возрастная психология»