Для детей из интернатных учреждений понимание чужих и собственных границ — одна из самых больших трудностей. В школах и детских садах США для объяснения понятия «личные границы» часто используют такую картинку:
Эта инструкция рассчитана на детей 5-10 лет. Она называется circles of relationships — круги общения, круги отношений — и может помочь предотвратить сексуальное домогательство, физическое, психологическое насилие просто потому, что ребёнок поймет, что происходит что-то неправильное.
1. Фиолетовый круг — я, мое личное пространство
Самый первый и самый главный круг — это мы сами. Наше тело принадлежит только нам, и только мы сами можем решать, кто может к нам находиться близко, притрагиваться. И никто не должен делать это без разрешения. Если кто-либо из окружения причиняет нам дискомфорт (неважно, дедушка усадил на колени или мамина подруга требует «поцеловать тетю в щёчку») мы не должны стесняться сказать «нет», «стоп».
Также стоит объяснить ребёнку, что у него могут быть такие личные мысли или переживания, которыми он вправе не делиться «по требованию» ни с кем.
2. Синий круг — семья
Это круг нашей семьи и тех, кого мы любим. Уважение, доверие и любовь — вот по этим признакам мы определяем, кто относится к этому кругу, кто наиболее близок нам. Но нужно помнить, что даже с теми, кого мы любим, мы не должны пренебрегать своим личным пространством, но также и сами должны уважать пространство наших близких.
Ребёнок также должен понимать, что если его кто-то обидел, он может обратиться к своим близким. Для детей из «системы» это не очевидно.
3. Зеленый круг — друзья
Круг наших друзей и тех, с кем нам нравится общаться. Дружба очень важна и включает в себя многие вещи. Например, совместные игры, разговоры, веселье и иногда дружеские объятья. Дружба всегда основывается на доверии, уважении. И такие проявления как, например, объятия и даже рукопожатия должны быть основаны на обоюдном согласии. Важно понимать, что не все дети вокруг могут вести себя как друзья. Для детей с нарушениями привязанности зачастую каждый встречный – «друг». Родителям нужно неоднократно проговорить с детьми, по каким критериям мы определяем друзей и, в свою очередь, как мы сами должны себя с ними вести.
Также стоит чётко обозначить, какую информацию о семье и себе самом (например, об особенностях здоровья или крупной сумме денег) не принято рассказывать друзьям. Детям может быть не совсем понятна грань между «дружбой» и корыстными или сексуальными интересами.
4. Желтый круг — знакомые
Круг знакомых (то есть те, кому мы машем рукой при встрече, с кем знакомы поверхностно и не слишком близки). Это могут быть дети во дворе, спортивной секции, это могут быть друзья родителей. Обсудите с ребёнком типы знакомых, социальные нормы (как «принято», каков этикет и т.д.) правила безопасности. Объясните разницу между близкими и просто знакомыми людьми, а также о дистанцию в отношениях, которую и они, и мы должны уважать.
5. Оранжевый круг — люди, от которых мы ждем профессиональной помощи
Эти люди могут помочь нам, когда нам это необходимо, но они не наши друзья. Это учителя, воспитатели, полицейские, пожарные, медсестры и доктора. Обсудите с ребёнком, в каких ситуациях у кого искать помощи, и каковы границы компетенции у данных людей (например, школьная медсестра не должна делать прививку без согласия родителей). Необходимо подчеркнуть, что у этих людей обычно есть опознавательные знаки, униформа, удостоверение и часто они помогают в случае опасности.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста зачастую испытывают страх перед сотрудниками полиции или докторами и даже воспринимают их как источник опасности. Важно объяснить ребёнку, что в любой угрожающей ситуации можно позвать или попросить позвать близкого взрослого (вплоть до «У меня проблема, но вами я разговаривать не хочу, позвоните маме»).
6. Красный круг — незнакомцы
Мы не знаем этих людей. Даже если они говорят, что знают нас, это неважно. Не все чужие люди плохие, но поскольку мы с ними не знакомы, то не знаем плохой человек перед нами или хороший. Мы не доверяем незнакомцам. Мы не разговариваем с ними, не рассказываем ничего о себе или близких. Не отвечаем на вопросы. Никогда никуда не идём с ними никуда и не садимся в машину. Мы не берем конфеты, не идем «искать собачку» и не помогаем найти улицу, потому что взрослые никогда не должны просить помощи у тех, кто младше и слабее их.
В случае, если посторонний взрослый проявляет настойчивость, нужно остановиться и начать звать на помощь.