Современное общество характеризуется большой степенью неопределенности и нарастанием социальной напряженности во многих сферах жизни. В этой связи особенно актуально умение приспосабливаться и адаптироваться к новым реалиям, противостоять стрессовым и разрушительным воздействиям.
Если говорить о подростках, то их среду развития сейчас можно охарактеризовать как непростую, поскольку вызовы среды – экологические, технологические и социальные – создают требования, порой превышающие их ресурсы. Поток информации и ассортимент возможностей, который предстает перед современным подростком, поражают нас разнообразием и, в тоже время, они же являются факторами дополнительного стресса для детей.
В подростковом возрасте, под давлением внешних обстоятельств – снаружи, и терзающих противоречий – изнутри, дети особенно уязвимы. И вдвойне уязвимы дети-сироты.
Большинство приёмных детей имеет опыт психологических травм и депривации на ранних этапах жизни: будь то разлука с близкими или утрата их, злоупотребление или пренебрежение ими со стороны взрослых, одиночество и отсутствие привязанности… Какие бы травмы они ни испытывали, эти сильные события, несомненно, серьезно повлияли на их самочувствие, чувство собственного достоинства, взгляды на жизнь и способность управлять своим поведением.
Некоторые дети, как мы можем видеть, справляются лучше других; они более устойчивы в стрессовых ситуациях и более жизнеспособны в целом.
Так что такое жизнеспособность? Как можно охарактеризовать это комплексное понятие? Жизнеспособность — это способность преодолевать серьезные трудности, неблагоприятные детские переживания и личную травму, используя имеющиеся ресурсы не только для выдерживания сложных условий, но и для собственного развития.
В этом смысле жизнеспособность стоит рассматривать скорее, как процесс, нежели как результат.
Психологи, нейропсихологи, врачи и социальные работники изучают жизнеспособность с 1970-х годов, пытаясь определить, как дети развивают способность к сопротивлению перед лицом серьезных невзгод.
Что это за волшебный ингредиент, который позволяет некоторым детям продвигаться вперед в жизни?
В то время как в некоторых исследованиях выяснилось, что жизнеспособность отчасти предопределена индивидуальными различиями в темпераменте, генетическими факторами, степенью благоприятности или неблагоприятности детского опыта, что мы имеем как данность, было также установлено, что можно укрепить жизнеспособность в любом возрасте. Никогда не поздно внести положительный вклад в формирование жизнеспособности ребёнка! Пластичность человеческого мозга предоставляет большие возможности для вмешательства. Лобные области коры головного мозга — это те, которые контролируют исполнительную функцию, или наше познание, импульсный контроль и внимание. У детей это самая активная область мозга. Хотя хронический стресс может ослабить индивидуальные механизмы подстройки и адаптации, другие целенаправленные действия могут помочь сформировать и укрепить навыки управления собственными ресурсами.
Как мы можем это сделать?
1. Устанавливать прочные отношения
Основной фактор, который обнаруживается у детей, у которых развилась жизнеспособность, это наличие, по крайней мере одних стабильных отношений с поддерживающим взрослым, родителем или опекуном. Желательно, чтобы у ребёнка были поддерживающие и безопасные отношения с одним или несколькими взрослыми, и важно, чтобы эти отношения были устойчивыми и доверительными. Кроме того, подростку в силу возрастных задач важно развивать дружеские отношения, т.е. желательно обрести поддерживающее сообщество по интересам, чтобы он мог чувствовать свою принадлежность к группам и сообществам, и важность: их — для него, и его – для них.
2. Помогать ребёнку узнать, как помочь другим
Постарайтесь научить помогать, особенно тем, кто более уязвим. Вы можете предложить подростку заняться волонтёрством, соответствующим возрасту, которое могло бы дать ему ощущение цели и смысла. Или же заняться волонтёрством вместе с ребёнком. Это позволит ему чувствовать свою деятельность важной и полезной. Помогая другим и выполняя задачу, которая ему в данном возрасте по силам, он получит также опыт теплоты и сострадания к другим. Волонтёрство – один из вариантов деятельности, в ходе которой подросток может освоить новую модель поведения и самоощущения – быть помогающим, а не только получающим помощь.
3. Тренировать саморегуляцию
Покажите вашему ребёнку, что у него есть возможности укрепить свои адаптивные навыки и осознать это. Исследуйте, обсуждайте его поступки и поведение, совместно с ребёнком вырабатывайте методы управления собственными эмоциональными всплесками или навязчивыми негативными мыслями. В этом процессе особенно важны диалог и совместность. Эта работа создаст новые функциональные пути в мозге вашего ребёнка, которые, в свою очередь, помогут впоследствии более адекватно реагировать на сложные ситуации.
4. Учить ребёнка техникам самопомощи
Не стоит недооценивать роль примера взрослого в формировании жизнеспособности ребёнка. Собственным примером вы можете научить ребёнка правильно питаться, регулярно заниматься спортом, достаточно отдыхать, сокращать чрезмерное планирование и находить время наслаждаться жизнью. Пример родителя, который может позаботиться о себе, одна из важнейших основ в фундаменте формирования жизнеспособности.
5. Тренировать справляться с рутиной
Приёмным детям важно освоить навык последовательной и структурной деятельности. Помимо того, что это один из важнейших навыков для успешности в будущем, это ещё и даёт чувство спокойствия и безопасности в настоящем. Первое, порой долгое, время для освоения этого навыка ребёнку нужно сопровождение взрослого – для удержания в фокусе внимания цели и её значимости для ребёнка, а также для грамотного планирования времени.
6. Помогать своему ребёнку развивать самооценку
Чтобы помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и повысить объективность самооценки, делегируйте ребёнку какие-то обязанности, особенно связанные лично с ним, чтобы он мог контролировать свою жизнь и принимать какие-то решения. Это приводит к «самоэффективности» или к убеждению, что у него есть способность и силы достигать целей.
7. Приобщать ребёнка к культуре и традициям
Если вы хотите укрепить жизнеспособность ребёнка, вооружите его инструментами своих уникальных культурных традиций, родным языком и др. Важное значение имеет связь этих традиций с прошлым и будущим. Ребёнку, а особенно приёмному ребёнку, важно чувство идентичности, чтобы понимать, кто он. Если ваш ребёнок может почувствовать свои корни и себя – продолжением их, он может развивать компетентность в своих ответах на самые разные вызовы, которые бросит ему жизнь.
8. Поддерживать позитивный взгляд на жизнь
Если вы покажете своему ребёнку, что вы видите в жизни хорошее, то это будет видеть и ваш ребёнок. Это может помочь ему укрепить свое желание двигаться в будущее. Он сможет найти смысл и найти личное значение в достижении разумных целей.
9. Предоставлять возможности для самообучения
Чтобы определить, что ребёнок извлек из своего опыта, обсуждайте, помогайте ему укреплять свои навыки и понимание себя и других. Обращайте внимание ребёнка на то, что задача, изначально казавшаяся страшной или непреодолимой, на самом деле выполнима и возможна. Это укрепляет уверенность в своих возможностях и способностях для того, чтобы преодолевать невзгоды и наметить свой собственный курс в жизни.
10. Принимать ребёнка
Подростку важно знать, что с ним все в порядке. Для того, чтобы двигаться в будущее, ребёнку важно чувствовать, что вы рядом. Не обязательно всюду водить ребёнка за руку… Но важно, чтобы ваш с ним «канал связи» был открыт.
Развитие жизнеспособности, также как развитие личности ребёнка в целом, — это личное путешествие; это уникальный маршрут для каждого ребёнка. Временные рамки взросления и развития не одинаковы для всех, потому что прошлое и настоящее у приёмных детей разнообразное и порой сложное. Каждый ребёнок будет учиться в своём собственном темпе, и да, скорее всего, будет спотыкаться и падать. Важно быть открытым и доступным для своего ребёнка, когда это произойдет. При наличии в подростковом возрасте поддержке со стороны взрослых вероятность, что в дальнейшем выросший ребёнок сумеет сделать лимонад, даже если жизнь будет преподносить ему лимоны, существенно выше.