Ресурсы замещающей семьи

Мы часто слышим от психологов или сотрудников органов опеки, что замещающая семья должна быть «ресурсной». Но какими именно ресурсами нужно обладать будущим родителям? Как их пересчитать и оценить?

Для того, чтобы государство в лице органов опеки и попечительства смогло доверить семье воспитание приёмного ребёнка, этой семье необходимо обладать определёнными ресурсами.

Ресурсы семьи бывают внешние и внутренние, материальные и информационные, трудовые, технологические и др.

Из чего складывается семейный ресурс? Из простых вещей. Можно выделить три базовых блока, образующих ресурс семьи:

  • материальная база семьи;
  • индивидуальные ресурсы каждого члена семьи;
  • сетевые контакты семьи.

Рассмотрим подробнее каждый.

Материальная база семьи

Закон требует от кандидатов подтвердить наличие жилья, пригодного для проживания, и дохода, обеспечивающего прожиточный минимум на каждого члена. Сверх этого небольшого списка ни ООП, ни судья не могут потребовать иных сведений о вашем материальном положении. Но вне формального подхода очень важно понимать, каких именно вложений потребует такое масштабное мероприятие как принятие ребёнка в семью.

Ресурсы семьи

Во-первых, семье по возможности необходимо избавиться от финансовых обременений: долгов, кредитов и проч., ещё до того, как ребёнок попадёт домой. Появление ребёнка может перекроить планы семьи по зарабатыванию и распределению финансов, так что лучше не рисковать.

Во-вторых, неплохо заранее оценить «иные материальные ресурсы» и возможные варианты их освоения. Например, если у вас есть автомобиль, то в условиях кризиса трудоустройства он может стать основным источником дохода.

В-третьих, мудрым шагом будет заблаговременное решение вопросов наследования и распределения собственности. Особенно если у вас в семье уже есть дети, готовые к выходу в самостоятельную жизнь. Лучше всё оформить документально, не надеясь, что дети «потом сами разберутся».

В-четвёртых, лучше загодя посчитать, какие вложения в «детскую тему» вам будет необходимо сделать хотя бы на время поиска и первый год совместной жизни:

— запланировать транспортные расходы для поездок к ребёнку в детское учреждение;

-закупить одежду, мебель, школьные принадлежности (важно определиться, какие вещи вы будете покупать самостоятельно, а какие сможете принять в дар от друзей и знакомых);

— запастись лекарствами, средствами реабилитации, отложить деньги на медицинские услуги и т.д.

В-пятых, нужно трезво оценить (а часто — улучшить) свои технологические ресурсы и трудовые ресурсы. Т.е. упростить свой быт при помощи техники, «прокачки» бытовых навыков, за счёт приглашения внешних помощников. Например, жизнь с ребёнком сильно упрощается, если вы знаете, как готовить блюда детской кухни, у вас для этого есть необходимые приборы (блендер, мультиварка и т.п.) и вы можете поручить неприятный момент мытья посуды посудомоечной машинке или помощнице по хозяйству.

И, конечно, перед приёмом ребёнка в семью необходимо создать стратегический запас, «финансовую подушку безопасности», чтобы в первые месяцы новой жизни семья могла чувствовать себя защищенной. Многое мы можем спланировать заранее, но некоторые моменты будут понятны только после того, как ребёнок попадёт к вам домой:

— как скоро он сможет пойти в детский сад или школу?

— насколько серьёзны проблемы с его здоровьем?

— будет ли у вас возможность работать/подрабатывать или воспитание ребёнка заберёт все ваши силы?

Индивидуальные ресурсы каждого члена семьи

Ресурсы личности потенциального замещающего родителя – это те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и которые позволяют ему обеспечивать основные потребности для себя и ребёнка.

Ресурсы семьи

Чем больше внутренние ресурсы семьи, тем выше её способность восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше её сопротивляемость неблагоприятной среде, эффективность, стрессоустойчивость. Конечно, самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без них, восстанавливать их с нуля, наращивать их в любой ситуации.

Документально каждый кандидат в усыновители/опекуны обеспечивает только два пункта:

— соответствующее требованиям закона состояние собственного здоровья (медицинское заключение);

— прохождение специальной подготовки (ШПР).

Но, как мы понимаем, в жизни «ресурсность» кандидата не исчерпывается этими тремя пунктами, и даже эти три позиции в официальных справках отражены не полностью. Поэтому разберёмся подробнее.

Справка о состоянии здоровья, которую мы прикладываем к пакету документов, подтверждает нашу дее- и трудоспособность на данный момент, а также гарантирует, что состояние нашего здоровья не представляет опасности для ребёнка. Но, к сожалению, эта справка никак не оценивает наши физические возможности, потенциал нашего организма. Поэтому важно ещё до того, как вы приступите к поиску ребёнка, «залатать» все дыры вашего самочувствия: вылечить зубы, посетить профильных специалистов, взять под контроль хронические заболевания и, в конце концов, просто выспаться и немного отдохнуть. Родитель с хорошим самочувствием и в бодром расположении духа – важное условие реабилитации ребёнка. Важно, чтобы кандидат вступал на путь приёмного родительства не из последних сил, а в добром здравии.

Прохождение специальной подготовки – важный и нужный пункт. Но за время обучения в ШПР невозможно объять необъятное и подготовиться ко всем мыслимым трудностям. Поэтому важно настроить себя на встречу с некоторыми неожиданностями и быть готовым обращаться за помощью к специалистам, коллегам-усыновителям, к вашим родным и близким.  Важно понимание, что принятие ребёнка — это только начало «обучения». И ни одна самая прекрасная ШПР не может научить сразу всему. Это только «начальная школа», дающая алфавит и основы арифметики. Дальше придётся учиться на живой семье, преодолевая собственные розовые очки, меняясь под нужды конкретного ребёнка.

Сложнее всего бывает посчитать такой важный ресурс, как время. Действительно, сколько времени может оттянуть на себя приёмный ребёнок? Три часа в день? Половину дня? А может быть вообще всё время? Многие приёмные родители говорят о том, что на первых порах ребёнок ВСЕГДА требует больше времени, чем у нас есть. Это связано с тем, что семья не сразу адаптируется к появлению нового члена, и даже когда не нужно обслуживать нужды ребёнка, учить его, лечить и развлекать, родитель всё равно «мониторит» жизнь «новенького», что отнимает массу времени и сил.

Также хотелось бы осветить такие важные ресурсы, как:

— возраст;

— опыт воспитания или работы с детьми;

— родительские компетенции;

— открытость к новой информации и новому опыту;

— готовность при необходимости просить и принимать помощь;

-способы самовосстановления: увлечения, хобби, интересы.

Ваш возраст для органов опеки и попечительства может представляться антиресурсом. «Вы слишком молоды и не справитесь» или, наоборот, «Куда вам уже? Пора о земле подумать». Тем не менее, нужно уметь находить и формулировать те плюсы, которые даёт вам ваш возраст. Вы молоды, энергичны, можете не спать по ночам? Отлично, значит, у вас хватит сил на прогулки с ребёнком, ночные укачивания. Вы мобильны и готовы экспериментировать. Вам «уже за…»? Замечательно, значит, вы уже знаете, что не обязательно куда-то бежать и во всём участвовать, можно грамотно распределить ответственность и полномочия, привлечь специалистов и грамотно руководить процессом воспитания ребёнка. К тому же, у вас, скорее всего, уже есть стабильное материальное положение, жизненный опыт и, возможно, опыт воспитания кровных детей.

Неплохо актуализировать все ваши умения, знания, которые можно приложить к процессу воспитания приёмного ребёнка. Воспитали кровного ребёнка – значит, знаете о потребностях и особенностях развития детей. Работали с детьми, занимались волонтёрской деятельностью – значит, имеете представление о детских коллективах. Также полезно вспомнить, как много всего вы уже умеете: искать необходимые товары и услуги, налаживать контакты с лечебными и учебными заведениями, получать квалифицированную помощь специалистов и т.д., и посмотреть на потребности будущего ребёнка через призму этих умений. Что вы уже сейчас можете делать хорошо? Чему вам ещё нужно научиться? Что вы можете перепоручить родственникам и специалистам?

Открытость новому опыту и способность принимать помощь в нужный момент – важные критерии адаптивности семьи, помогающие ей не завязнуть в собственных проблемах, а всегда пытаться найти оптимальное решение. Сотрудники ООП отмечают, что семьи, которые ещё на этапе сбора документов категорически отказываются от любой помощи и хотят справляться исключительно своими силами, нередко переживают такие кризисы, что рано или поздно обращают на себя внимание тех же органов опеки.

И, пожалуй, не стоит забывать об источниках поддержки и самоподдержки. Приём ребёнка в семью – энергозатратное мероприятие. Важно заранее продумать способы восстановления сил. Для кого-то это будет спорт, для кого-то рукоделие, для кого-то возможность выспаться в тишине, а кому-то будет необходимо «слить эмоции» в интернете. Важно заранее распределить домашние обязанности между членами семьи, выделить «личное время», обговорить с близкими объёмы и направления помощи.

Сетевые контакты семьи (семейные и экстрасемейные связи)

Важным ресурсом являются так называемые сетевые контакты семьи: широкий и узкий круг знакомств. Ресурс семьи, принимающей ребёнка, повышается, если в такой круг входят люди, компетентные в вопросах воспитания детей, семейного устройства, специалисты по «детским» вопросам и люди, способные оказать эффективную поддержку родителям. Родственники и друзья семьи, которые помогают преодолеть или выдержать жизненные трудности — это сильный ресурс.

Ресурсы семьи

Государственные органы интересует только состав вашей семьи и (в некоторых случаях) согласие проживающих совместно с вами родственников на принятие ребёнка в семью. Также вам могут задать вопросы «А кто вам будет помогать?» или «Кто ещё будет участвовать в воспитании, развитии и лечении ребёнка?». Это важные вопросы, ответы на которые лучше сформулировать «ещё на берегу», до того, как ребёнок переступит порог вашего дома.

Необходимо поговорить с бабушками-дедушками о том, смогут и, главное, хотят ли они поддержать нас в истории с приёмным родительством. Смогут ли они оказывать ту помощь, о которой попросите вы, а не ту, которую «принято», или лучше будет привлечь няню или приходящего помощника.

Также важно определиться с кругом специалистов, с которыми вам, возможно, придётся контактировать. Если у ребёнка стоит серьёзный медицинский диагноз, лучше заранее запастись контактами профильных врачей в вашем регионе.

Если ребёнку требуется педагогическая помощь, сопровождение логопеда или дефектолога, подыскать специалиста, прикинуть порядок цен на услуги, почитать отзывы об их работе.

Вероятно, вам самим может понадобиться консультация и поддержка психолога или юриста. Лучше запастись нужными телефонами заранее. Также можно обращаться к ведущим вашей Школы приёмных родителей и в службы сопровождения (как государственные, так и организованные различными НКО).

В конце концов, вам может понадобиться «тематическая среда» для обмена опытом, моральной поддержки и саморазвития. Здесь на помощь придут ваши одногруппники по ШПР, а также усыновительские конференции и сообщества в интернете, родительские форумы и просто знакомые семьи с приёмными детьми. Главное — не бояться обращаться за поддержкой и знать, что где-то уже есть люди, которые пережили то, что тревожит вас в данный момент.

И в заключение:

Принимая ребёнка в семью, не опирайтесь на то, что вам бы хотелось видеть в своей семье, оценивайте то, что есть у вас сейчас!

Ещё по теме:
— Памятка «Родительские компетенции». Программа групповых занятий по подготовке и отбору патронатных и приемных семей (MAPP), США.
 
Top