Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте. По данным разных авторов 25%-56% детей в начальной школе испытывают те или иные трудности в обучении. Чаще всего причиной возникновения этих трудностей являются временные задержки психического развития (ЗПР).
Прогноз в развитии этих детей обычно благоприятный. Чем раньше диагностирована проблема, чем быстрее родители и ребёнка приступают к занятиям с логопедом, дефектологами, педагогами, психологами, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы у ребёнка.
Классификация ЗПР
М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют четыре основных варианта задержки психического развития:
1) ЗПР конституционального происхождения,
2) ЗПР соматогенного происхождения,
3) ЗПР психогенного происхождения,
4) ЗПР церебрально-органического происхождения.
При задержке психического развития конституционального происхождения инфантильный тип психики сочетается с инфантильным типом телосложения. Эмоциональная сфера таких детей соответствует психическому складу детей более младшего возраста с яркостью и живостью эмоций, детским поведением, преобладанием игровых интересов, внушаемостью и недостаточной самостоятельностью.
Дети восторженно и с удовольствием играют, но быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе им трудно подчиняться правилам дисциплины и у них возникают трудности при длительном интеллектуальном напряжении.
При соматогенной задержке психического развития эмоциональная незрелость обусловлена длительными, часто хроническими заболеваниями ребёнка (пороками сердца, астмой и т.д.). Хроническая физическая и психическая астения способствуют формированию робости, боязливости, неуверенности в своих силах.
Астенические состояния являются и причиной замедления темпов познавательного развития. У ребёнка резко снижается работоспособность и объем воспринимаемого материала, ему трудно переключать и распределять свое внимание, он неспособен к длительному умственному напряжению. Работоспособность астенических детей уже до начала занятий крайне низка и неустойчива, и все ее показатели сразу же снижаются к концу первого урока.
Астенические состояния (слабость, раздражительность, плаксивость, утомляемость), сопровождаемые снижением успеваемости и трудностями в поведении, встречаются у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатину). Особенно неблагоприятно на возникновении астенических состояний сказываются несколько заболеваний, перенесенных подряд.
Задержка психического развития психогенного происхождения обусловлена неблагоприятными условиями развития и воспитания ребёнка.
Чаще всего это имеет место в неблагополучных семьях, где за развитием детей никто не следит. В худших случаях детей истязают, бьют, не кормят, делят между отцом и матерью. Есть и противоположные крайности: воспитание ребёнка в атмосфере гиперопеки, заласкивания, захваливания. В этом случае задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к труду и волевому усилию.
Наибольшую значимость по выраженности болезненных проявлений и необходимости специальных мер имеют задержки психического развития церебрально-органического происхождения. Причинами их могут быть патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни ребёнка. Наряду с ними подчеркивается роль и социального фактора в виде неблагоприятных условий воспитания или (и) психотравмирующего фактора, например, ситуация систематического неуспеха в школе.
Церебрально-органическая недостаточность проявляет себя в двух формах:
-незрелости эмоционально-волевой сферы;
-незрелость познавательной сферы.
Эмоционально-волевая незрелость проявляется в примитивности эмоций, грубой внушаемости, явном преобладании игровых интересов над учебными, слабости воображения. Усложнение правил игры, их интеллектуализация, как правило, приводят к ее распаду.
Эмоционально-волевая незрелость наиболее тесным образом связана с преобладающим у детей фоном настроения.
У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и расторможенность в поведении, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Эти дети неспособны к волевым усилиям и систематической деятельности. На уроках они непоседливы и недисциплинированны, открыто выражают свое негативное отношение к учебе.
Для детей с пониженным настроением характерны склонность к робости, боязливости и страхам, что препятствует проявлению активности, формированию инициативы и самостоятельности. Преобладают игровые интересы, они с трудом привыкают к школе, детскому коллективу, но на уроках ведут себя правильно. Тяжело переживают свою учебную несостоятельность. Следует отметить, что эмоционально-волевая незрелость в целом обнаруживает значительно менее выраженные расстройства, чем интеллектуальная незрелость.
Особенность проявления интеллектуальной незрелости состоит в недостаточности памяти, внимания, зрительно-пространственной координации, темпа и переключаемости психических процессов. Характерно отставание в речевом развитии ребёнка, трудности формирования навыков чтения и письма.
Причины возникновения ЗПР
ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.
К биологическим причинам относятся:
- поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
- недоношенность;
- гидроцефалия;
- пороки развития и новообразования головного мозга;
- эпилепсия;
- врожденные эндокринные патологии;
- наследственные заболевания (фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия);
- тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
- заболевания сердца, почек;
- рахит;
- нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).
К социальным причинам можно отнести:
- неблагоприятные условия воспитания;
- педагогическую запущенность;
- частые психотравмы.
Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, однако это не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Зачастую причинами ЗПР у приёмных детей являются педагогическая запущенность, неблагоприятные микросоциальные условия развития, психотравмирующие ситуации.
Характерной особенностью таких детей является замедленное развитие всех высших психических функций, в т.ч. сенсорное недоразвитие, что крайне негативно сказывается на готовности к школьному обучению.
Можно выделить следующие особенности сенсорного недоразвития у детей с ЗПР (Маликова Э.З., 2016):
— ребёнку сложно делать работу «на глаз», определять предмет, который по размеру ближе к заданному;
— ребёнок затрудняется использовать приём сравнения наложением;
— отсутствует этап обдумывания;
— имеются сложности в переключении только что сделанного вывода на другой, аналогичный;
— ребёнок не умеет размещать предметы удобным для себя способом, устанавливать определённый порядок;
— ребёнок затрудняется давать пространственные характеристики предметов;
— ребёнок неправильно или вовсе на различает оттенки цветов.
Таким образом, дети с ЗПР зачастую не могут целостно воспринимать объекты, выделяя лишь отдельные признаки. Такие дети могут не узнать даже хорошо знакомые объекты, если они изображены в непривычном ракурсе или плохо освещены. Процесс восприятия предметов занимает у них больше времени, чем у нормально развивающихся детей, готовящихся к школьному обучению. Значительные трудности дети испытывают с ориентацией в пространстве, поэтому задания, связанные с направлениями движения («справа-слева» и проч.), как правило не понимают или выполняют неправильно. У таких детей отмечается недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.
При выполнении учебных заданий дети с ЗПР часто ожидают дополнительного подкрепления и дальнейших разъяснений что стороны взрослого, т.к. не уверены ни в себе, ни в своих знаниях.
Речевой контроль за действиями также снижен, т.к. у детей с ЗПР зачастую нарушены все компоненты речи. Негрубое недоразвитие речи проявляется в бедности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Кроме того, отмечается общая вялость артикуляционного аппарата из-за сниженного тонуса артикуляционных мышц, что приводит к нарушению звукопроизношения.
М.О. Проселкова в своей диссертации «Особенности психического здоровья детей-сирот» пишет:
Психические отклонения у детей-сирот следующей возрастной группы — младшие школьники и школьники средних классов в возрасте от 7 до 11 лет включительно, характеризовались различными проявлениями задержек психического развития в виде пограничной умственной недостаточности, которая отмечалась у 98 % обследованных.
С началом учебы у наших детей-сирот сразу же выявились проблемы приобретения школьных навыков, неготовность к усвоению программы массовой школы, недоразвитие ряда психических функций: речи, пространственного гнозиса, моторики (в т. ч. и тонкой) и детренированность способностей к усилиям, работе, терпению, преодолению трудностей, общий психический и физический инфантилизм, нарушения внимания (краткое сосредоточение), утомляемость, отсутствие познавательного интереса. Оказалось, что дети не могут освоить программу первого класса общеобразовательной школы.
Регулярные и персональные занятия с ними показали, что лишь 6 % из них могут продолжить обучение по массовой программе. Остальные же дети нуждались в переводе в коррекционные классы. Начало обучения выявило характерные для данного возрастного периода психические расстройства типа нарушений школьных навыков (дисграфия, дискалькулия, дислексия и др.), в основе которых лежали и недоразвитие речи, и других психических функций. Дети с трудом осваивали счет, письмо, чтение. Для многих из них был характерен плохой почерк, небрежность, неаккуратность, им не удавалось черчение, рисунок, чистописание и другие навыки, требующие дифференцированности тонкой моторики. Нетренированность памяти затрудняла заучивание стихов, правил и т. п. Школьная несостоятельность проявила эмоционально личностные нарушения, отмечаемые и в более ранних возрастах.
Выявляемые психические расстройства могли быть квалифицированы как нарушения школьной адаптации («школьный невроз») с рядом отличительных черт, характерных для «депривированных детей». У всех этих детей отмечены т. н. синдромы нарушений обучаемости (выделяемые психологами и дефектологами), в виде синдрома трудностей обучения и адаптации в школе. В материале прослежено частичное нарушение школьной адаптации: снижение и сужение ее, с возможностью специальных, облегченных форм обучения. Характерной особенностью школьной дезадаптации детей-сирот было наличие у всех них соматической ослабленности (низкий вес, сниженный иммунитет к инфекциям и простудам при повышенном аппетите).
Чем и как можно помочь детям с проявлениями эмоционально-волевой и интеллектуальной незрелости?
Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
В 2015 году в группу документов Специальных основных общеобразовательных программ начального общего образования ФГОС включена Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Эта программа начнет реализовываться с 1 сентября 2016 года в школах Российской федерации в рамках инклюзивного образования.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.
Дети с эмоционально-волевой незрелостью нуждаются в усилении речевого контроля при выполнении ими действий, включении этих действий в игровые ситуации. Например, проговаривание в громкой речи выполняемого действия нормализует и само действие.
Дети с выраженной интеллектуальной незрелостью нуждаются в более массированной помощи: расчленении учебной программы на отдельные смысловые звенья, уменьшении объема и темпа предлагаемого задания, совмещении речевой формы предстоящего действия с самим действием.
Как было показано Н.Л.Белопольской (Белопольская Н.Л., Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: Дисс. канд. психол. наук.—М., 1976), при выполнении детьми с задержкой психического развития неинтересной им в рамках учебной деятельности работы плодотворно применение игровой мотивации.
Данное исследование показало, что если ребёнок по своему уровню развития не может принять задание в рамках учебной деятельности, то он может это сделать в рамках игровой деятельности. Использование в обучении принципа соревнования и игр, где выигрыш—это та же хорошая оценка за определенный достигнутый результат, может быть мостиком к развитию учебного мотива в виде желания получить хорошую отметку.
Коррекционная работа должна строиться по принципу восполнения пробелов в воспитании и развитии. Детей необходимо учить слушать, видеть и воспринимать, пересказывать текст и отвечать на вопросы, выделять в прочитанном главное, составлять рассказы по картинкам и т. д.
На первых порах особое внимание следует уделить развитию речи. В литературе есть данные о том, что умственное развитие ребёнка существенно зависит от его речевого развития (Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.—М., 1985). В то же время, речевое развитие зависит от того, много ли ребёнку читают, учат ли его литературному пересказу, ответам на вопросы, осмыслению прочитанного.
Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.